(01-2014) Германия: «Великая коалиция» и реформа энергетики

5 марта 2014 - Сергей Дмитриев

Согласно коалиционному соглашению, новая «великая коалиция» трех немецких партий: Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель, Христианского социального союза (ХСС) и Социально-демократической партии (СДП) сохранит курс на свертывание ядерной энергии и реформу энергетики.

«Не позднее 2022 года последняя АЭС в Германии будет остановлена», - утверждается в коалиционном соглашении. В документе также говорится, что Германия будет и далее поддерживать высочайшие стандарты безопасности на всех действующих АЭС и инвестировать в новое оборудование и специалистов. Согласно документу, аварийное планирование в отношении радиационных событий на АЭС будет адаптировано с учетом опыта фукусимской аварии.

Что касается проблемы РАО, в документе говорится, что правительство будет поддерживать строительство хранилища Конрад, закрытие хранилища Морслебен, а также извлечение отходов из шахты Ассе-II.

Бывший железный рудник «шахта Конрад» был выбран в качестве места для хранения низко- и среднеактивных РАО в 2002 году. Ожидалось, что хранилище будет введено в строй в 2013 году. Хранилище Морслебен - глубокое геологическое хранилище РАО, введенное в эксплуатацию в 1965 году. В 1997 году было принято решение вывести его из эксплуатации и извлечь уже хранящиеся там отходы. Ассе-II - бывшая соляная шахта, использовавшаяся как глубокое геологическое хранилище РАО. Оно было введено в строй в 1967 году. В 2008 году, после инцидента с проникновением воды, было принято решение вывести хранилище из эксплуатации и удалить оттуда отходы.

Правительство также продолжит проводить принятый в июле 2013 года закон о выборе площадки для глубокого геологического хранилища высокоактивных РАО.

В ходе коалиционных переговоров обсуждался ряд проблем, не нашедших отражения в итоговом документе, включая государственный фонд на вывод из эксплуатации и обращение с РАО, возможное повышение и продление провокационного ядерного налога, а также отмена гарантий на экспортные займы в связи с проектами строительства новых АЭС.

Ядерный налог был введен в марте 2011 года и обжалован ядерными энергетическими компаниями. Ранее в текущем месяце гамбургский суд постановил, что этот налог может противоречить европейскому законодательству. По сообщению суда, он планирует просить Европейский суд вынести решение о соответствии данного налога правилам, запрещающим членам ЕС вводить новые налоги на электроэнергию по «общим причинам изыскания бюджетных средств».

То, что в правовом государстве судебная власть не обязательно соглашается с правительством, совсем недавно продемонстрировал Федеральный административный суд Германии. Он признал незаконным решение властей германской земли Гессен о досрочном закрытии двух блоков АЭС «Библис».

На этих блоках установлены реакторы PWR мощностью 1167 и 1240 МВт(э), соответственно. Решение об их закрытии было принято 6 августа 2011 года на фоне событий на Фукусиме, когда канцлер Меркель приняла решение в приказном порядке остановить восемь блоков АЭС, введенных в эксплуатацию до или в течение 1980-х годов. При этом всего за два месяца до приказа о закрытии блоки «Библис-А и В» получили лицензию на эксплуатацию соответственно до 2019 и 2021 гг. Ранее RWE заявляла, что в результате закрытия АЭС «Библис» понесла убытки свыше 1 млрд. евро в одном лишь 2011 году. Аналогичные приказные меры ударили и по другим немецким ядерным операторам - компаниям EOn, Vattenfall и EnBW. После закрытия блоков «Библис-А и –В», «Некарвестхайм-1», «Брунсбюттель», «Изар-1», «Унтервезер» и «Филиппсбург-1» эти компании в сумме потеряли 8336 МВт(э) ядерных генерирующих мощностей. АЭС «Крюммель» также не было разрешено вернуться к работе, несмотря на то, что она введена в эксплуатацию лишь в 1984 году.

Эксплуатирующая организация компания RWE оспорила закрытие блоков в судебном порядке, и её иск был удовлетворён 14 января 2014 года. Среди прочего, суд постановил, что энергетическое министерство земли Гессен нарушило закон, так не провело с RWE предварительных консультаций перед решением о закрытии. Теперь компания RWE готовит новый иск, добиваясь денежных компенсаций за незаконное закрытие блоков.

Власти Германии намерены принять к сведению решение федерального суда, однако не станут отказываться от своих планов постепенного закрытия всех атомных блоков в стране.

Заметные изменения «коалиция» вводит в сфере возобновляемой энергетики. По словам А. Меркель, приоритетом нового правительства в сфере энергетики будет пересмотр закона о субсидировании чистой энергетики, принятого 13 лет назад и часто критикуемого как причина непомерного роста цен.

Субсидии на чистую энергетику берутся из кармана немецких налогоплательщиков, которые при оплате электроэнергии платят соответствующий дополнительный взнос. С первого января 2014 года он повысится сразу на 18% (а всего с 2009 года вырос более чем впятеро).

Чтобы сократить расходы страны по переходу от ядерной энергетики к возобновляемой, правительство Меркель собирается уменьшить намеченные к вводу мощности оффшорных ветряков до 6,5 ГВт к концу текущего десятилетия и до 15 ГВт к 2030 г. (с 10 и 25 ГВт соответственно), причем, по достигнутому соглашению партий коалиции, распространение наземных ветровых ферм должно ограничиваться «подходящими местами», т.е. северогерманскими регионами, где дуют сильные ветры.

Партии договорились уменьшить субсидии на развертывание оффшорных ветряков и заставить владельцев большинства новых «чистых» электростанций продавать энергию на рынке.

Решено также притормозить развитие производства энергии на основе биомассы, оставив неизменным субсидирование солнечной энергетики.

Стоит при этом заметить, что с 2009 года в Германии растет производство угля. Как тут не вспомнить журнал «Форбс» (март 2013 года): «Германия загрязняет планету во имя чистой энергии и погоняет своих граждан постоянно растущими налогами - и все для того, чтобы субсидировать энергоисточник, который никогда не будет производить достаточно энергии».


А. Гагаринский
И. Гагаринская