(10-2011) Атомная энергия для рывка в Арктику

5 марта 2014 - Виктор Холев

«Мы намерены превратить Северный морской путь в один из ключевых торговых маршрутов, причем глобального значения и глобального масштаба», - заявил премьер Владимир Путин на Международном Арктическом форуме в Архангельске.

Это не только декларация о намерениях. Во время перестройки объем грузоперевозок по Севморпути с 6,7 млн. тонн в 1987 году упал практически до нуля, и возобновились они лишь с 2000 года. Сейчас, по данным Росатомфлота, перевозки продолжают расти, превысив 3 млн. т в 2010 году, когда была возобновлена проводка крупнотоннажных танкеров.

В правительстве надеются, что при устойчивом развитии Северного морского пути объем перевозок к 2020 году должен составить 30 миллионов тонн как минимум, или может достигнуть 75 миллионов тонн. Без сильного ледокольного флота это невозможно.

В настоящее время в Арктике работают 5 атомных ледоколов и один, «Советский Союз», - в так называемом эксплуатационном отстое. Тем не менее и официальные лица, и независимые эксперты в один голос говорят о существенном расширении атомного судоходства.

Знаковых событий в арктической навигации 2010 года было немало. Здесь и эвакуация ледоколом «Россия» из канадской котловины дрейфующей полярной станции СП-37 и высадка новой станции СП-38, обследование ледоколом «Ямал» в связке с научно-экспедиционным судном «Академик Федоров» подводного хребта Ломоносова и ряд других.

О двух рекордах прошлого года необходимо сказать несколько подробнее. Сразу три ледокола: «Россия», «Таймыр» и «50 лет Победы» участвовали в проводке по Северному морскому пути крупнотоннажного танкера «Балтика» грузоподъемностью 100 тысяч тонн. Раньше даже сорокатысячники этим маршрутом не проходили. Танкер шириной в 44 метра в полтора раза шире атомоходов, поэтому ему и понадобился такой мощный эскорт.
 
В декабре рекордсменом опять стала «Россия». Впервые в этот зимний период атомоход совершил переход по высокоширотному маршруту из Карского моря до Берингова пролива и провел обратно в Европу шведский ледокольный буксир «Тор Викинг» с канадской буровой установкой, проводивший бурение на шельфе моря Бофорта. Это сократило буксиру в 4-5 раз альтернативный путь через Тихий океан и Атлантику.

Выполнение транзитных рейсов в столь поздние сроки убедительно доказывает широкие возможности продления арктической навигации в зимний период на всем протяжении Севморпути от Карских ворот до бухты Провидения.

Походы крупнотоннажных судов по трассе Севморпути, начатые в 2010-м году, в этом году были продолжены. 23 августа в транзит по этой трассе отправился супертанкер «Владимир Тихонов» с 120 тыс. тонн газового конденсата. Это самый большой танкер в истории судоходства по Севморпути. Его размеры: длина - 280 м, ширина - 50 м, осадка - более 13 м. «Владимир Тихонов» затратил на переход по трассе Севморпути всего 7,4 суток при средней скорости движения 14 узлов. Сначала танкер сопровождал атомный ледокол «50 лет Победы», вернувшийся из последнего в этом году туристического рейса к Северному полюсу, затем, у Новосибирских островов, его сменил атомный ледокол «Ямал».

3 сентября под проводку атомным ледоколом «Таймыр» был взят японский супербалкер «Sanko Odyssey», вышедший из Мурманска в Китай с грузом железорудного концентрата. Проводка этого балкера - событие для Росатомфлота примечательное, потому что судовладелец - японская компания. Японцы крайне консервативны в выборе деловых партнеров и методов работы. Раньше они по Севморпути не ходили.

Развитие Северного морского пути с ежегодным увеличением оборота грузов уже через несколько лет вызовет серьезную потребность в новых атомных ледоколах. В федеральном бюджете на три года заложено 20 миллиардов рублей, которые будут направлены на строительство ледокола нового типа. Это будет действительно новое слово в отечественном и мировом атомном судостроении: двухосадочный ледокол с ядерной установкой мощностью 60 МВт, способный за 4 часа изменять осадку с 10,5 до 8,5 метров, то есть обеспечивать круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики и на мелководных участках Обской губы и Енисея до Дудинки. Время непрерывной работы ледокола вырастет с сегодняшних 8000 до 26 000 часов, то есть будет возможна работа на арктических трассах без заходов на базу до трех лет. Правительство приняло решение о строительстве линейки из трех таких ледоколов.

И еще одно важное событие. На месторождении «Приразломное» в Печорском море уже установлена первая ледостойкая нефтяная платформа. Вот отношение к этому В.В. Путина: «По сути, Россия реально приступает к разработке арктического шельфа, открывает новую главу истории освоения Арктики. Уже совсем скоро в ней появятся такие страницы, как запуск Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоение запасов Карского моря и зоны полуострова Ямал».

Все это, как убежден один из зачинателей этих проектов, президент нашего Центра Е.П.Велихов, с неизбежностью требует использования атомной энергии для энергообеспечения жизненного цикла морской добычи углеводородов в условиях Арктики. 


А. Гагаринский,
И. Гагаринская

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий