Б.Г. Гордон - "Опыты. Как нам реорганизовать ЯО"

 

Автор:

профессор Борис Григорьевич Гордон (gordon@secnrs.ru)

 

 

Я думал о происхожденье
Века связующих тягот.
Предвестьем льгот приходит гений
И гнетом мстит за свой уход.

Б.Пастернак

 

Межрегиональное общественное движение «Отечественное ядерное общество» (ОЯО) 17-го апреля 2024 года отметило своё 35-летие в качестве преемника Ядерного общества СССР (ЯО) и Ядерного общества России (ЯОР). Несколько недель до этой даты не дожил Сергей Викторович Кушнарёв, бывший долгое время исполнительным секретарём ЯО, исполнительным вице-президентом ЯОР, а в последние годы – координатором ОЯО. Но независимо от того, как назывались его должность, да и само общество, он был признанным лидером, организатором, флагманом общественного объединения атомщиков нашей страны. Он лично знал всех ведущих работников отрасли, держал в руках нити, связывавшие отдельных членов общества между собой, а также с разными организациями и заинтересованными ведомствами.

 

В настоящее время, благодаря усилиям целого ряда авторитетных и неравнодушных членов ОЯО, привлечено пристальное внимание работников отрасли к дальнейшей судьбе общества. Возникла необходимость сохранения преемственности деятельности ОЯО, включая возможное изменение его юридического статуса и организационных документов. По существу предполагается провести реорганизацию общества в рамках действующего законодательства РФ, и с учётом сегодняшних реалий, возможностей его членов, государственных потребностей и т.п.

 

В мае 2024г. была разослана для замечаний предварительная редакция нового устава ОЯО. В конце июня в Обнинске предполагается проведении конференции, на которой новый устав будет обсуждён и, может быть, принят. Как дисциплинированный участник общества я подготовил свои предложения по изменению устава, а в данной статье излагаю разъяснения и комментарии, в которых попытаюсь представить своё понимание проблем, стоящих перед российскими специалистами-атомщиками, и путей их решения, основываясь на собственном опыте участия в работе ОЯО. Ведь если С.В.Кушнарёв более 20-и лет держал меня в статусе вице-президента общества, ответственного за работу с молодёжью, значит, думаю я, его удовлетворяли результаты моих усилий.

 

Я хорошо помню учредительную конференцию Ядерного общества, прошедшую в Колонном зале Дома Союзов при большом стечении разных участников, руководителей отрасли, академиков и прочего начальства. По-видимому, эта конференция оказалась последним крупным мероприятием Средмаша, который через несколько месяцев был реформирован, переназван и переподчинён новому министру. Но как большинство проектов Средмаша конференция была прекрасно организована, прошла с большой помпой и дала начало целому ряду полезных действий и важных событий.

 

По существу, была создана корпоративная лоббистская организация для содействия развитию разнообразных аспектов сферы использования атомной энергии, которая объединила специалистов разных организаций и ведомств, желавших проявить свою активность, но не вполне удовлетворённых или своей деятельностью на основной работе, или эффективностью управления отраслью.

 

В те годы общественные инициативы возникали в необычных местах и проявлялись в самых разных формах. Важно подчеркнуть, что ЯО создавалось «сверху», при полной поддержке со стороны руководства целого ряда смежных ведомств: Средмаша, Госатомэнергонадзора, Госсанэпиднадзора, МЧС и др. Далее я попытаюсь использовать опыт собственного участия в работе различных структур ЯО и ОЯО для подготовки предложений по решению актуальных проблем, стоящих сейчас перед атомным сообществом. Я рассчитываю закончить эту статью так, чтобы руководство сайтов ОЯО и ПроАтом смогло разместить её до Обнинской конференции и чтобы её участники ознакомились с этим текстом.

 

С чего начинать

 

Опыт показывает, что любую деятельность следует начинать с поисков обильных и долговременных источников ресурсов. Чтобы подчеркнуть эту мысль, я приведу полюбившийся мне рисунок, не раз использованный в моих книгах.

 

Рис. Приоритеты деятельности

 

Прежде всего, любая деятельность должна быть обеспечена необходимым финансированием, достаточным для привлечения надлежащего персонала, его обучения, концентрации опыта и т.д. Деятельность должна осуществляться в удобных организационных формах посредством эффективных процедур. Большое значение имеют чёткие численные критерии исполнения, эффективности, удобства и т.п. Но в основе всех этих мероприятий обязательно должна лежать долговременная политическая воля тех, кто получает пользу от данной работы. Разумеется, речь ведётся о весьма чувствительной сфере, в которой большое значение имеют субъективные факторы, но атомная отрасль всегда вовлекала в свою орбиту крупных администраторов, деятельность которых впоследствии оказывалась весьма успешной. Все эти соображения будут использоваться и обсуждаться далее при формулировании возможных перспектив ОЯО.

 

Мотивация участия

 

Нельзя упустить из вида различия в мотивации участия в ОЯО. Даже один человек в разное время побуждается к действию разными способами. Для многих из нас обмен мнениями на конференциях и совещаниях ОЯО – это простое удовлетворение потребности в профессиональном общении, но среди других стимулов может быть избыток творческой энергии, которой хватает и на служебную деятельность, и на участие в обществе. Критически настроенные специалисты рассчитывают на резонанс при совпадении своих взглядов на управление отраслью с общественным мнением. Весьма удачным можно признать сочетание служебных обязанностей с направлениями работы в ОЯО. Я встречал многих руководителей предприятий отрасли, которые мастерски пользовались возможностями общества для благоденствия своих коллективов. И поэтому они активно привлекали своих сотрудников к деятельности ОЯО. В ряде случаев молодые члены общества использовали участие в нём для активизации карьерного продвижения на волне успехов в профессиональной деятельности.

 

Весьма демократичная обстановка в обществе облегчала взаимоотношения членов между собой. Вместе с тем, кажущаяся недооценённость на основной работе, завышенные претензии на достойное признание также могли отчасти компенсироваться за счёт активности в обществе. Иногда мне казалось, что некоторые члены продлевали своё участие в мероприятиях ОЯО от скуки, по инерции, по приколу и т.п.

 

Вместе с тем, в отрасли широко практиковался взаимообмен кадров между Ордынкой и подведомственными предприятиями. Руководители подразделений министерства направлялись в качестве начальников на места, а специалисты, хорошо зарекомендовавшие себя на предприятиях, отбирались для работы в центральном аппарате министерства. Так вот, и тем, и другим членство в ОЯО существенно облегчало адаптацию на новом месте, чем демонстрировалась очевидная польза от него. В общем, все эти мотивы существуют и сейчас, поэтому они должны учитываться при организации общества.

 

Движение или организация

 

Параллельно с развитием ЯО в нашей стране происходили крутые перемены, сопровождавшиеся формированием отечественного законодательства в области использования атомной энергии. Практически, одновременно вступили в силу законы /1 – 3/, содержавшие юридические нормы деятельности общественных объединений. Так, закон /1/ установил права организаций и граждан в области использования атомной энергии на участие в обсуждении проектов федеральных законов и иных правовых актов, в формировании государственной политики, а также на получение информации и др. Закон /2/ установил организационно-правовые формы общественных объединений:

 

• общественная организация;
• общественное движение;
• общественный фонд;
• общественное учреждение;
• орган общественной самодеятельности;
• политическая партия.

 

Последние годы ОЯО действовало в формате движения, а в настоящее время обсуждается желание некоторых его участников превратить его в общественную организацию. Моих юридических знаний и опыта не хватает для обоснованного участия в дискуссиях о выборе организационно-правовой формы, но критерии оценки для сравнения двух вариантов представляются очевидными. Следует избрать такую форму, которая максимально облегчала бы администрирование, исключала бы всякие денежные взносы и финансовые поборы, сокращала бы возможности злоупотреблений при управлении и минимизировала бы отчётность и бюрократию. Поэтому мне представляется, что движение больше удовлетворяет этим требованиям, но всё-таки я надеюсь, что те молодые люди, которые сейчас принимают активное участие в организации ОЯО, найдут правильное решение после консультаций с профессиональными юристами в сфере общественного права.

 

Совершенно очевидно, что членскими взносами невозможно обеспечить достаточное финансирование активной деятельности ни общества, ни движения. Готовя уставную документацию, надо чётко представлять, откуда могут поступать необходимые средства. Опыт показывает, что их необходимая величина на порядки превышает возможные суммы разумных членских взносов. А удостоверения о принадлежности вполне могут быть подготовлены как для членов общества, так и для участников движения.

 

К тому же название «Отечественное движение атомщиков» имеет прекрасную поэтическую аббревиатуру, а последующее его превращение в «Движение атомщиков России» сокращается ничуть не хуже.

 

Здесь уместно обратить внимание на тот факт, что в статье 14 закона /2/ существует норма: «Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства». Я не участвовал в организационных мероприятиях по переименованию ЯОР и не знаю деталей, в которых скрывался дьявол, но именно тогда произошло превращение ЯОР в ОЯО, которое до сих пор отвергается некоторыми членами ЯОР. Но как говорится: «Dura lex, sed lex». Во всяком случае, организация филиалов или представительств в половине субъектов федерации не является сейчас актуальной проблемой и может быть отложена на будущее после получения практического опыта в межрегиональном формате.

 

Несмотря на одновременность принятия упомянутых законов в них можно обнаружить некоторые нестыковки в употреблении терминов. Так, в статье 13 закона /1/ используется словосочетание «общественных организаций (объединений)», формально устанавливающее, что два этих существительных являются синонимами. А в законе /2/ организация оказывается одним из частных случаев объединений. Причём в законе /3/ я вообще не нашёл упоминания об общественном движении, что, в общем-то, ему на руку.

 

Цели и направления

 

Насколько я помню, первоначально лидирующую роль в организации ЯО играл Курчатовский институт, рекрутировавший для этого своих ведущих специалистов и предоставивший помещения, оборудование и т.п. Собственно, именно тогда был создан образец организации, который впоследствии развивался и совершенствовался. В различных выступлениях участников учредительной конференции формулировались предназначение, цели и задачи ЯО, позднее вошедшие в его учредительные документы. Лидеры создававшегося ЯО были столь проницательны и дальновидны, что многие их предложения и формулировки сохранились в уставе ОЯО до сих пор. В те годы, в отсутствие атомного законодательства им казалось весьма важным застолбить как можно более широкие поля возможной активности ЯО, чтобы впоследствии распространить его воздействие на максимальное число членов, которое в лучшие годы измерялось тысячами.

 

Тогда стояли задачи организовать весь этот коллектив для достижения установленных целей, распределить его на выбранных направлениях и связать между собой полученные результаты. Полезно напомнить, о каких определениях велась речь. Для этого ниже приведены сокращённые мною формулировки целей:

 

• развитие активности членов, удовлетворение их профессиональных интересов;
• их информационное обеспечение;
содействие международным контактам, взаимодействию с общественностью;
• участие в формировании общественного мнения;
• содействие установлению доверия к мирному использованию ядерной энергии.

 

Направления деятельности были следующие:

 

• поддержание исследований в ядерной науке;
• содействие развитию ядерных технологий;
• участие в формировании научной политики;
• участие в законотворчестве, в экспертизе и разработке программ, проектов, перспективных идей, технических решений, нормативных документов;
• способствование подготовке и переподготовки кадров для ядерной науки и техники;
• участие в обсуждении проблем безопасности;
• содействие принятию решений по размещению, сооружению и выводу из эксплуатации ядерных объектов;
• распространение информации для общественности;
• международное сотрудничество общественных объединений;
• участие в рассмотрении проблем атомных городов.

 

Очевидно, что практически все цели и тематические направления тогда входили в компетенцию Средмаша, и деятельность ЯО должна была облегчить передачу информации между членами и организовать поддержку ведомства со стороны атомной общественности, которая в подавляющем большинстве состояла из работников организаций того же министерства и других заинтересованных ведомств.

 

Сейчас условия совсем иные. ОЯО формируется «снизу», благодаря общественному пониманию его необходимости, активности нескольких персон, и количество его членов должно увеличиваться постепенно, по мере возрастания возможностей и успехов общества. И если цели общества, в целом, неизменны и их можно сохранить, то направления деятельности должны быть минимизированы и переформулированы так, чтобы не совпадали со служебными обязанностями различных действующих лиц, подразделений и организаций Росатома, а также с компетенцией смежных ведомств, так как все они ревниво относятся к нарушениям границ своих ареалов ответственности.

 

В идеале для начала можно выбрать одно направление деятельности и несколько лет развивать и распространять его на разные объекты и территории.

 

Например, раздел 2. Устава мог бы выглядеть так:

 

 

«Цели и направления деятельности Общества.

 

2.1. Создание площадки для коммуникации специалистов-атомщиков с представителями разных ветвей власти, заинтересованных ведомств, атомного бизнеса, общественности и СМИ.

 

2.2. Формирование вневедомственного, но корпоративного общественного мнения, способствующего безопасному использованию атомной энергии.

 

2.3 Содействие различным, в том числе, международным контактам, сотрудничеству и взаимодействию членов Общества с широкими кругами граждан.

 

2.4 Магистральным направлением деятельности Общества является содействие привлечению, обучению и закреплению кадров на объектах использования атомной энергии за счёт стабильного притока школьников в атомные вузы».

 

 

Последнее направление выбрано первоочередным не случайно. Именно в МИФИ проводились наиболее значимые мероприятия ОЯО последних лет. При МИФИ сложился коллектив, состоящий из креативных профессоров, актива членов молодёжного отделения ЯОР среднего возраста и деятельных студентов, на которых можно было бы положиться в будущем. Проблема закрепления кадров на объектах атомной отрасли решается администрацией предприятий и соответствующих структур Росатома: зарплата, жильё, карьерный рост и т.п.

 

Обучением студентов и специалистов занимается сам МИФИ со своими филиалами, а также учебные организации Росатома. А вот привлечение школьников в число абитуриентов МИФИ и других атомных вузов, вовлечение школьных учителей математики, физики, химии в научно-производственную проблематику атомной отрасли – это направление могло бы стать важнейшим и наиболее полезным среди возможных векторов активности ОЯО. Когда-то на этом направлении успешно действовала Школьная комиссия ЯО, чей опыт может быть востребован и использован.

 

Международное сотрудничество

 

Отдельно следует остановиться на международном сотрудничестве, так как оно играло весьма важную и специфическую роль. В первые годы существования ЯО подавляющая часть его мероприятий носила международный характер. Для совместных действий широко приглашались не только представители европейских и американских Ядерных обществ, но и участники разнообразных национальных общественных организаций. На подготовку этой деятельности влияли разные факторы, в том числе, важную роль играли личные профессиональные отношения. Регулярное привлечение иностранцев выгодно подчёркивало их авторитет и успешность среди их коллег, и, вместе с тем, повышало статус российских участников. Эти взаимосвязи стимулировали активность как отечественных, так и зарубежных участников. Не случайно идея международного молодёжного ядерного конгресса родилась именно в молодёжном отделении ЯОР.

 

В настоящее время существуют очевидные ограничения на межгосударственные контакты, поэтому приоритетными направлениями должны стать взаимоотношения с Ядерными обществами Армении, Белоруссии, Индии, Китая и тех стран, которые продолжают сооружать и эксплуатировать объекты российского происхождения. И насколько я знаю, в упомянутых странах Ядерные общества весьма влиятельны, поэтому сотрудничество с ними может быть исключительно полезно.

 

Как это работало

 

По мере развития ЯО постепенно выработался весьма удачный механизм организации и управления им. Во главе ЯО стояли президент и вице-президенты, избиравшиеся на два года. Вместе с парой десятков авторитетных членов общества они образовывали центральное правление. В числе вице-президентов были постоянные, вроде меня, отвечавшие за конкретные направления деятельности общества, и переменные, которые выбирались на два года и должны были за этот период набраться опыта для последующего президентства. То есть для них вице-президетство служило обязательной карьерной ступенькой в обществе. При этом тематические вице-президенты в зависимости от их успешности переизбирались без каких-то ограничений на время их работы и количество двухлетних циклов.

 

Наряду с ними выбирался исполнительный секретарь, а потом исполнительный вице-президент, который, собственно, и организовывал всю долговременную работу общества. Практически, всё время его существования С.В.Кушнарёв был источником энергии, мотором всей этой административной деятельности. Президенты номинировались исполнительным секретарём по очереди из трёх групп руководителей предприятий Росатома: атомные станции, предприятия топливного цикла и научные институты (энергетика, промышленность, наука). Таким образом, устанавливались регулярная ротация и систематическое обновление руководства ЯО при сохранении главных направлений деятельности.

 

Основная задача президента состояла в ресурсном обеспечении деятельности общества в период своего начальства и, прежде всего, в организации ежегодных конференций ЯО. Каждый руководитель предприятия в рамках действовавшего законодательства имел право и возможности расходовать средства предприятия на цели, обеспечивавшие его развитие. А так как интенции руководителя и президента ЯО совпадали, то размер финансовых средств, направлявшихся на деятельность ЯО, много превышал сумму любых членских взносов. Вот почему мне представляется нецелесообразным организовывать членские взносы: хлопот много, а толку – ноль. В то же время всякого рода представительские функции (разъезды на форумы и конгрессы) исполнялись президентами в зависимости от их вкусов, предпочтений и финансовых возможностей их предприятий. К обеспечению некоторых крупных мероприятий общества привлекались и другие организации. Вот это всё и организовывал С.В.Кушнарёв, оставшийся в памяти окружающих как дирижёр высшего класса.

 

Как опыт может использоваться

 

Разделы нынешнего устава, посвящённые правам и обязанностям участников, на мой взгляд, также целесообразно максимально сократить. В них должны сохраниться только те, которые требуются для регистрации устава. В упомянутых ФЗ /1-3/ права и обязанности общественных организаций установлены, поэтому, на мой взгляд, их достаточно для разделов 3 и 4 устава, например:

 

    «3. Права и обязанности Общества.

3.1. Осуществлять в полном объеме полномочия, права и обязанности, предусмотренные Федеральными законами «Об общественных объединениях», «Об использовании атомной энергии» и другими законами Российской Федерации».

 

 

 

Если регистрирующие органы сочтут, что этого недостаточно, то можно скопировать фрагменты статей 2, 13, 14 из /1/, но тогда их надо будет излагать слово в слово. Организационный раздел 5 устава также целесообразно пересмотреть на предмет конкретизации его содержания и сокращения бюрократических процедур. Если не будет взносов, не нужна ревизионная комиссия. Центральное правление не должно быть многолюдным, его президиум образуется сам собой из числа молодых членов правления, чаще других посещающих заседания и т.п. Организационная структура должна исходить из удобства управления, а не диктоваться регистрирующими органами. Вообще говоря, трудности регистрации устава не должны влиять на его содержание. Тут многое зависит от организационных талантов молодых лидеров. Им можно рекомендовать максимально тесно сотрудничать с регистрирующими органами, держа в уме понимание того, что живая вода точит неорганический камень.

 

Таким образом, в настоящее время действия по реорганизации ОЯО следует проводить среди предприятий отрасли с учётом описанной выше практики. В конце концов, каждый руководитель заинтересован в сохранении и повышении компетенции своего персонала, а для этого надо иметь источники воспитания и поддерживать образованных молодых специалистов.

 

Президентами ОЯО на два года должны выбираться те директора предприятий, которые могут использовать опыт, накопленный всеми участниками ОЯО, для поддержания и развития молодёжи на руководимом им объекте. Но любой руководитель может продолжать этот опыт, не дожидаясь своего президентства.

 

Практически, на каждом атомном предприятии расположен его музей, сохраняющий важную информацию об объекте и его персонале, стимулирующую интерес старшеклассников к атомной отрасли. Скажем, каждую неделю АС оплачивает автобус для посещения школьниками и их учителями из областного центра музея АС, учебного центра с тренажёрами, а в отдельных случаях и самой станции. Посидев в кресле оператора на тренажёре, любой школьник сохранит самые яркие впечатления.

 

А если директор креативный, то, пользуясь своим влиянием в области, он может организовать филиал своего музея в областном центре и обеспечить проведение на нём регулярных экскурсий школьников уже из других городов области. Для этого могут использоваться имеющиеся структуры, всякие дворцы культуры, дома учёных и т.п. В областных центрах много больше школ, чем в атомных городах, там расположены разные вузы, выпускники которых могут быть полезны предприятию. При этом Ядерное общество могло бы стать центром, координирующим передачу достижений между музеями на разных предприятиях.

 

Для вовлечения старшеклассников и их учителей в орбиту интересов отрасли уже многое сделано Росатомом и его организациями. В Обнинске создан и активно развивается головной музей мировой атомной энергетики (ММАЭ), на большинстве предприятий существуют местные музеи, в которых работают опытные сотрудники, зачастую яркие и увлечённые своим делом специалисты. Во всяком случае, ОЯО уже сейчас могло бы взять на себя координацию достижений различных музеев предприятий, организацию обмена опытом между музеями и т.п.

 

Вместе с тем, в ряде областных городов, расположенных вблизи атомных объектов, существуют информационные центры, открытые Росатомом 10-15 лет назад. В своё время я с большим интересом и пользой посещал некоторые из них. ОЯО могло бы способствовать их взаимодействию с филиалами музеев в областных городах и на объектах. В каких-то местах на их базе могли бы быть созданы даже центры профориентации школьников, готовящие абитуриентов атомных вузов, но в любом случае было бы полезно осуществление регулярного обмена опытом между центрами и филиалами.

 

В них могли бы сосуществовать специальные библиотеки, проводиться различные олимпиады, игры, квесты, лекции для учителей и школьников и т.п. За два года можно дать толчок такому развитию областной молодёжи, которое не остановится при определённом, регулярном подпитывании его местными силами. То есть по завершении каденции очередного президента всё, сделанное им сохранялось бы и развивалось другими участниками ОЯО на окружающей территории, а накопленный опыт переносился бы и на другие объекты. Представляется весьма полезным гармонизировать развитие МИФИ и ММАЭ с тем, чтобы активней популяризировать и даже отчасти романтизировать атомную отрасль для школьников и студентов.

 

Вся эта деятельность могла бы иметь легко измеряемые критерии. Наряду с количеством мероприятий общества и величиной их посещаемости следовало бы оценивать значения конкурса на приём абитуриентов в атомные вузы и величину оценки ЕГЭ, обеспечивающую приём в вузы. Важным показателем пользы всей этой деятельности будет процент студентов-выпускников атомных вузов, пришедших на работу в атомную отрасль и в её смежные ведомства.

 

Членство или участие

 

Независимо от правовой формы, которую примет общественное объединение, было бы полезно формализовать процедуры приёма в ОЯО в виде краткого (на полстранички) алгоритма последовательности действий и разместить её на сайте. Надо дать возможность самозарождения общества в виде представительства или филиала на любом атомном предприятии в разных местах нашей страны. Это обеспечило бы постоянное привлечение молодёжи в число участников общества. А роль центра состояла бы в регулярной выдаче удостоверений каждому участнику. Следовало бы предусмотреть возможность участия в ОЯО школьников, скажем, от 16 лет. А возрастным участникам следовало бы ежегодно подтверждать свою активность, например, чтением лекций, докладов и другими формами общения.

 

Условия развития

 

Дальнейшее развитие ОЯО будет связано с возрастанием числа направлений, которые непременно возникнут по мере становления атомной энергетики и роста потребностей общества и государства в общественной поддержке. Трудно заранее представить, какими окажутся инициативы граждан и ведомств в привлечении общественных объединений, но направления их деятельности должны по-прежнему возникать снизу, из практики, а впоследствии фиксироваться в организационных документах ОЯО. Залогом успеха такой деятельности является взаимопонимание и взаимодействие тех участников ОЯО, которых, как С.В.Кушнарёва, можно было бы назвать источником энергии, с владельцами ресурсов из числа руководящих представителей Росатома, понимающих важность общественных объединений для решения их собственных корпоративных проблем.

 

Заключение

 

Разумеется, моя точка зрения, изложенная в данной статье, весьма субъективна и ограничена. Возможно, вспоминая прошлую деятельность ОЯО, я допускаю определённую идеализацию, столь свойственную моему возрасту. В конце концов, хорошо известно, что задумывать следует идеальные проекты, живая жизнь сама исказит их и низведёт идеалы до своего уровня.

 

Тем не менее, мне хотелось бы донести свою убеждённость, что общественное объединение профессионалов при его умелом использовании существенно облегчает решение целого кластера комплексных, взаимосвязанных проблем атомной отрасли:

 

• кадровая политика атомного ведомства;
• поддержание и повышение квалификации персонала;
• научное обеспечение атомной отрасли;
• взаимодействие с общественными, в том числе, международными объединениями.

 

Конечно, решение этих проблем входит в компетенцию различных подразделений аппарата Госкорпорации, среди руководителей которых могут существовать разные мнения на привлечение общественных объединений. Но опыт свидетельствует, что даже самые успешные и креативные администраторы не могут сравниться по эффективности действий с творческой самодеятельностью масс. Их аппарат ограничен штатным расписанием, а свободомыслие сотрудников – субординацией.

 

И хотя общественное объединение состоит из работников организаций Росатома и смежных заинтересованных ведомств, но участие в нём раскрепощает и позволяет раскрыться лучшим созидательным качествам. Именно непредсказуемость свободного творчества привлекает проницательных руководителей к участию в общественных объединениях. Во всяком случае, насколько я могу судить, место президента общества пока вакантно и в настоящее время мы находимся, так сказать: «В дни великого совета, где высшей страсти отданы места».

 

Зато, на мой взгляд, как только будут завершены организационные и юридические процедуры, необходимые для создания Общества, то первым делом следует начать установление связей с Ядерными обществами Белоруссии, Китая, Индии и т.д. Тут логика проста, предложенное выше содействие привлечению, обучению и закреплению кадров на объектах использования атомной энергии носит долговременный характер и требует значительных затрат и усилий, а международные мероприятия легко доступны и вполне эффективны. Тем более, что зарубежный опыт всегда был и будет востребован и полезен.

 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сейчас многое зависит от успешной организации июньской конференции в Обнинске, от уровня участия в ней руководящих представителей отрасли и заинтересованных ведомств. Но если мы в очередной раз насмешим Господа, рассказав о своих планах, то пусть уж Его усмешка будет заботливой и доброжелательной.

 

Литература

 

1. ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» № 170 ФЗ.
2. ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях № 82-ФЗ.
3. ФЗ от 12.01 1996 «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий