Сегодняшний день ядерной энергетики России

22 октября 2015 - Виктор Холев

Ядерная энергетика, вместе со страной, переживает не самые легкие времена. ГК «Росатом» планирует сократить инвестиции на реализацию подпрограммы «Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций» на 32,3% от прогнозируемого ранее бюджетного финансирования.

В связи с текущей экономической ситуацией и возможным сокращением потребления электроэнергии Минэнерго совместно с «Росатомом» рассматривают вопрос сдвига сроков ввода в эксплуатацию некоторых блоков АЭС — речь, в частности, идет о второй очереди Ленинградской атомной станции (ЛАЭС-2). Физический пуск первого блока ЛАЭС-2, запланированный на конец 2015 года, может быть перенесен на год. А запуск строящегося второго блока (был намечен на 2017 г.) могут отсрочить до вывода из эксплуатации первого блока ЛАЭС (ориентировочно — 2018 г.). Запланированные на 2021 г. вводы третьего и четвертого блоков ЛАЭС-2 также могут быть отложены.

Но это в будущем. А в 2014 году ядерная энергетика поставила рекорд, произведя 180,4 млрд. кВт/ч и доведя долю ядерного электричества до 17,5%, при том, что потребление электроэнергии в целом по России продолжало расти (в 2014 году на 0,4% больше, чем в предыдущем).

Вот основные достижения года по направлению ВВЭР:
•    Третий энергоблок Ростовской АЭС подключен к сети.
•    Развернуто строительство АЭС с ВВЭР-1200 (АЭС-2006), разработана базовая (неизменяемая) часть проекта ВВЭР-1300 (ВВЭР-ТОИ) с первой реализацией на площадке Курской АЭС-2. Разрабатывается проект АЭС-2006Т для Турции (АЭС «Аккую»).
•    Разработана и утверждена концерном «Росэнергоатом» программа развития направления СУПЕР-ВВЭР.
•    Концепция реакторов средней мощности вышла в фазу выбора референтного блока: ВВЭР-600 (ОКБ ГП и НИЦ КИ) или ВБЭР-600 (ОКБМ и НИЦ КИ).

Важным достижением последних двух лет, безусловно, является восстановление ресурсных характеристик графитовой кладки реакторов РБМК. С помощью уникальной технологии, созданной российскими специалистами, были восстановлены характеристики графитовой кладки сначала на первом блоке ЛАЭС (2013 г.), а в 2014 году — на вторых блоках ЛАЭС и КуАЭС. Благодаря оптимизации технологических операций финансовые затраты были снижены почти в 5 раз. Сложнейшая технологическая задача была решена, под руководством Концерна «Росэнергоатом», силами Главного конструктора ЛАЭС — НИКИЭТ, научного руководителя — НИЦ «Курчатовский институт», инженерных компаний — «Диаконт», «Пролог», «НИКИМТ-Атомстрой» и, конечно, коллектива самой Ленинградской АЭС. Этот замечательный результат позволяет рассчитывать на присутствие реакторов РБМК в энергетике примерно до 2035 года. Сегодня на 11 реакторов РБМК приходится примерно 40% выработки «Росэнергоатома».

Более сложно оценивать состояние работ по быстрым реакторам в ядерной энергетике России. Как заявляет директор Белоярской АЭС М. Баканов, энергопуск блока с реактором БН-800 — главная задача Белоярской АЭС на 2015 год: «Согласно сегодняшним планам мы должны к нему подойти к концу июля. Самое главное, что нужно для этого сделать — решить проблему с топливными сборками. Исходно БН-800 предполагалось пускать на МОКС-топливе, однако в конечном итоге перешли на так называемую смешанную зону. Тогда перед конструктором поставили срочную задачу: заменить проектную МОКС-зону на смешанную, где часть сборок будет содержать урановое топливо. И конструктор был вынужден принимать решения в условиях нехватки времени и с учетом всех требований, которые необходимо было соблюсти. Решения эти были связаны главным образом с распределением потока натрия — применили дроссельное устройство, которое вкручивалось снизу в топливную сборку. Как оказалось, это устройство при наших расходах натрия надежно работать не может. Теперь нужно исправлять недостатки, заменять ненадежные части. Задача перед нами стоит технологически сложная, но решаемая».

Техпроект усовершенствованного коммерческого реактора БН-1200, по информации гендиректора «Росэнергоатома» Е.В. Романова, создан, но «нуждается в оптимизации». Решение о строительстве предполагается принять до 2030 года.

Ситуация с проектом СВБР, как признает его научный лидер Г.И. Тошинский, «на сегодняшний день неопределенная. Его стоимость выросла в два с лишним раза. Финансирование приостановлено… Начинать любую линию реакторов имеет смысл только в том случае, если она приходит надолго, и реакторы станут серийными».

Что касается реализации проекта БРЕСТ, то прошедший год принес очевидный успех: на СХК выпущены первые экспериментальные сборки ЭТВС-5 со смешанным уран-плутониевым нитридным топливом для реактора БРЕСТ-ОД-300. Общую оценку хода проекта дает Е.В. Романов (журнал РЭА, №10, октябрь 2014 г.): «Проект БРЕСТ все еще «блуждает» в категории гипотез, научных размышлений, определенной виртуальности. Есть кардинально противоположные точки зрения — от той, что проект станет самым лучшим в мире, до мнения, что это сплошная утопия и проект не взлетит никогда. Понятно, что даже одно наличие таких полярных точек зрения обязывает нас находиться «внутри» проекта БН».

Ключевыми инвестиционными проектами в 2015 году являются энергетический пуск четвертого блока Белоярской АЭС с реактором БН-800 и ввод в промышленную эксплуатацию третьего блока Ростовской АЭС.

Внешнеполитические проблемы не поколебали международного авторитета российской ядерной энергетики. Десятилетний портфель зарубежных заказов ГК «Росатом» в 2014 году впервые превысил 100 млрд. долларов. Недавно подписано соглашение о строительстве АЭС российского дизайна в Иордании. «Росатом» заявил о готовности включиться в соревнование за сооружение АЭС в Малайзии.

 


А. Гагаринский
И. Гагаринская

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий