К 60-летию города Обнинска. Статья Ю.А. Казанского

1 февраля 2016 - Сергей Дмитриев

В июле этого года будет отмечаться 60-летие города Обнинска. Ядерное общество России примет в этом событии - юбилее города Первой АЭС в мире и первого в России наукограда - активное участие. В том числе на нашем сайте начинаем публиковать статьи знаменитых горожан Обнинска - ветеранов атомной отрасли, членов Ядерного общества. Первому мы предоставим слово Почётному гражданину города Юрию Алексеевичу Казанскому (разбираяясь в архивах мы увидели, что в 2003 году в материалах одной из конференций ЯОР вышла статья Ю.Казанского и Н.Сальникова "Передача и сохранение знаний - основная миссия наукограда", и эта тема, актуальная сегодня, послужила поводом обратиться к Юрию Алексеевичу).

 

ОБНИНСК – ГОРОД НАУКИ –  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НИИ


Физико-энергетический институт - создатель образовательного бренда Обнинска.

 

       Город Обнинск  имел  образовательные и человеколюбивые  корни. С 1911г. здесь существовала «Бодрая жизнь», созданная выдающимся педагогом-реформатором  Станиславом Теофиловичем  Шацким.  А  в середине 30-х годов  была построена колония для детей, чьи родители сражались  с одним из ранних проявлений фашизма в Испании. Неудивительно, что именно здесь в будущем Обнинске  будет реализована в промышленном масштабе  мирное использование  ядерной энергии и почти одновременно создано первое в этом в те времена крошечном городе с населением вряд ли более 10 тысяч жителей  Высшее учебное заведение. Только на уровне фольклорных воспоминаний можно сделать вывод о том, что начало первого в Обнинске (тогда Малоярославце 1, так назывался наш поселок городского типа)  института относится к 1950 году. В том далеком году директор Объекта «В» МВД СССР в будущем академик Дмитрий Иванович Блохинцев и его заместитель профессор Владимир Николаевич Глазанов, понимая неизбежный рост Объекта (п/я412, а ныне ГНЦ ФЭИ им академика А.И.Лейпунского), пришли к выводу о необходимости создать в Обнинске структуру по подготовке специалистов с высшим образованием. Сказано – сделано. Д.И.Блохинцев  своим приказом организовал заочно–очную образовательную структуру. Идея начала подготовки специалистов была простой и поэтому эффективной.  Подобрали группу молодых людей и зачислили их на заочное отделение торфяного института. Часть общеобразовательных дисциплин студенты изучали  в этом институте, а большую часть дисциплин  им преподавали научные сотрудники Объекта «В» МВД СССР. Известно, что раз или два в неделю из Обнинска в Москву  в Торфяной институт отправлялся автобус с группой студентов. Студенты этого заочно–очного отделения впоследствии были приняты на вечернее отделение, организованного в г. Обнинске филиала МИФИ.

 

8 июня 1953 года вышло Постановление СМ СССР № 1429-574 об открытии Вечернего отделения № 5 Московского Механического Института (так прежде назывался МИФИ), которое в то время подчинялось Минсредмашу.  А 1 сентября того же года был назначен первый директор отделения — В. Н. Глазанов, человек–легенда, посвятивший последние годы своей жизни нашему институту. В этом же сентябре был подписан приказ о назначении первых преподавателей Вечернего отделения, а позже — утвержден состав Ученого Совета*). 
*) Уже в 1953 году в Вечернем отделении был действующий Ученый совет! Сегодня (через 62 года) в ИАТЭ, как филиале НИЯУ МИФИ тоже есть Ученый совет, но формальный и неработающий.  

 

Среди преподавателей и членов Совета были будущие академики Б. Б. Кадомцев, А. К. Красин, Г. И. Марчук, А. С. Давыдов и выдающиеся советские ученые:  В.Н.Глазанов,  О. Д. Казачковский, ,  В. С. Ляшенко, Б. П. Максютенко. Вместе с ними преподавали, вложив свой вдохновенный труд  в становление Вечернего отделения,  С. И. Драбкина, Е. Ф. Ворожейкин, И. П. Маркелов, Б. С. Новиковский, С. Л. Романова, А. П. Смирнов–Аверин, В. А. Черевань, А. Г. Карабаш и многие другие. В 1953 – 1964г.г. институт выстроил свой корпус против кинотеатра МИР, создал новые кафедры и специальности, добился открытия дневного отделения.
 
Среди преподавателей и членов Совета были будущие академики Б. Б. Кадомцев, А. К. Красин, Г. И. Марчук, А. С. Давыдов и выдающиеся советские ученые:  В.Н.Глазанов,  О. Д. Казачковский, ,  В. С. Ляшенко, Б. П. Максютенко. Вместе с ними преподавали, вложив свой вдохновенный труд  в становление Вечернего отделения,  С. И. Драбкина, Е. Ф. Ворожейкин, И. П. Маркелов, Б. С. Новиковский, С. Л. Романова, А. П. Смирнов–Аверин, В. А. Черевань, А. Г. Карабаш и многие другие. В 1953 – 1964г.г. институт выстроил свой корпус против кинотеатра МИР, создал новые кафедры и специальности, добился открытия дневного отделения.

 

Развитие ОФ МИФИ  было сложным. Вот как пишет Н.Н.Кузнецова.


«Через девять лет в октябре 1962 г. приказами министров Минсредмаша и МВ и ССО СССР Вечернее отделение и Обнинский техникум Минсредмаша были переданы МИФИ с целью организации Обнинского филиала МИФИ со среднетехническим факультетом (на базе техникума) для подготовки по дневной и вечерней формам обучения специалистов в области использования атомной энергии. И в этом же году был проведен первый прием на дневное отделение Обнинского филиала МИФИ.

 

В ноябре 1964 г. случилось непредвиденное – скоропостижно скончался Владимир Николевич Глазанов.  Директором Обнинского филиала МИФИ был назначен Анатолий Данилович Руденко. Период с 1964 по 1970 гг. был трудным для ОФ МИФИ: по сути дела в конце 1967 г. филиал был закрыт и вновь преобразован в Вечернее отделение. Причиной этой реорганизации оказалось то, что филиал не смог найти своей образовательной ниши и дублировал МИФИ. Тем не менее, после краткого перерыва был возобновлен прием на дневное отделение, но планировавшееся строительство нового корпуса, задуманное еще В. Н. Глазановым, было прекращено. Было выстроено лишь общежитие, а начатое строительство здания института передали Минсредмашу для базирования в будущем Центрального института повышения квалификации».


Еще отрывок из воспоминаний Г.Г.Здоровцевой.

 

«Переживали утрату все очень тяжело и не только  в личном плане; это было катастрофически плохо и для судьбы филиала. Новым директором был назначен Анатолий Данилович Руденко. Человеком он был хорошим, порядочным. Владимир Николаевич в свое время познакомил нас, представив его как своего ученика, в ФЭИ они вместе  разрабатывали какой-то сепаратор; Анатолий Данилович приходил иногда и на семинары к Владимиру Николаевичу. Потом он попал в партийный аппарат и партийная карьера оторвала его от всей другой работы. Смерть Владимира Николаевича по времени совпала с перестройкой в Обкоме партии, один из вторых секретарей оставался не у дел, и так Руденко А.Д. оказался директором филиала. Контраст с Глазановым В.Н.  был разителен – не ученый, не педагог. Трудно ему пришлось в нашем коллективе. Но вел он  себя по-мужски: на всякие мелкие и крупные гадости не отвечал гадостью, не мстил, ни с кем не расправлялся. Другое дело, что над филиалом сгущались тучи, противостоять которым именно он не мог. Пишу чтобы отдать должное  мужеству Анатолия Даниловича: он как директор взял на себя ответственность за то, что филиал в течение более двух лет работал вопреки приказу о его закрытии».

 

Еще из воспоминаний Н.Н.Кузнецовой.


«В 1966 г. вышел приказ двух министров: В. П. Елютина (министра высшего образования СССР) и Е. П. Славского (министра Средмаша) о закрытии дневного отделения филиала МИФИ в Обнинске из–за нецелесообразного параллелизма в подготовке инженеров–физиков в филиале и в МИФИ.
Однако нам удалось убедить руководство Средмаша не разгонять сформировавшееся стабильное учебное заведение с уникальными условиями: ведь в Обнинске множество НИИ с профессионалами высшего класса. Министерство пошло нам навстречу и занятия в 1968, 1969 и 1970 гг. велись полулегально. Мы имели дневное отделение, которое согласно приказу было ликвидировано. Долгих два года пришлось коллективу добиваться повторного открытия филиала. Помогали все НИИ города, руководители города и области. И вот в 1970 г. вышел приказ об открытии в Обнинске филиала МИФИ теперь уже по подготовке специалистов в области АСУ и прикладной математики».


Очень жестко по поводу закрытия дневного отделения высказался Александр Иванович Абрамов.


«Но был на этом пути и крупный сбой. В конце 60–х – начале70–х годов с приходом нового руководства тематика института была резко изменена: в нем остались только две специальности — АСУ и прикладная математика — лишь «боком» примыкавшие к ядерной энергетике. В связи с этим деянием на память сами собой приходили слова английского премьера У. Черчилля, адресованные советскому лидеру Н. С. Хрущеву в связи с начавшимися в 1963 г. широкими закупками зерна за рубежом: «Оставить Россию без хлеба — это надо быть гением». К сожалению, нашлись такие же «гении» и среди наших руководителей, в том числе весьма высокого ранга, оставившие вуз ядерного города Обнинска, родины атомной энергетики, с его уникальной научной базой без ядерных специальностей. В результате многие кафедры, в том числе и кафедра ядерной физики, были ликвидированы, из института ушли многие первоклассные преподаватели, связи его с ФЭИ ослабли, а качество преподавания заметно упало. Но жизнь быстро взяла свое. Через несколько лет ядерные специальности снова появились в институте, а затем на месте филиала МИФИ в 1985 г. был создан самостоятельный институт ОИАТЭ — единственный в стране вуз целиком направленный на подготовку специалистов для ядерной энергетики».

 

В 1970 году директором филиала был назначен профессор Глеб Аркадьевич Середа. Энергичный, изобретательный, быстрый в принятии решений. Именно благодаря ему в ОФ МИФИ было возобновлена подготовка кадров  для ядерной науки, энергетике и промышленности. Помог  в известной степени случай. Об этом образно рассказала Г.Г.Здоровцева. «Идет 1974 год. Обучаем кибернетиков. Мысль о создании самостоятельного института не покидает и нового директора, Глеба Аркадьевича Середу. У него рождается идея открыть на базе филиала институт технической кибернетики. Идея поддерживается руководством МИФИ. И вот на апрельской коллегии Минвуза СССР ректор МИФИ докладывает о состоянии дел в Обнинском филиале и предлагает открыть  на его базе институт технической кибернетики. Глеб Аркадьевич на коллегии присутствует. Дальше с его слов. Министр слушал ректора, но было видно, что он озабочен чем-то другим. По окончании доклада неожиданный вопрос ректору: «А не мог бы МИФИ готовить инженеров по эксплуатации АЭС?». Суть ответа ректора – это не наш профиль, мы готовим инженеров-исследователей; вот разве что Обнинский филиал возьмется? И мгновенная реакция, Глеба Аркадьевича – да мы можем!
Вот так и случилось, что вошли в Минвуз с инициативой создать в Обнинске  институт технической кибернетики, а вышли с указанием готовить специалистов для АЭС.    

Открылась новая страница нашей истории».

 

Самое главное в тот период – самоотверженная, кипучая, предприимчивая деятельность Глеба Аркадьевича, которая привела в конечном итоге к выходу Постановления СМ СССР об открытии  Обнинского института атомной энергетики и реализации этого Постановления в1985 году.

Одна важная особенность жизни ОФ МИФИ. Филиал (или говорили Обнинский факультет) вел совершенно самостоятельную жизнь. И это поощряли  Ректор МИФИ и Проректор МИФИ Георгий Борисович Федоров. Г.Б.Федоров оказал громадную помощь в подготовке перехода филиала в самостоятельный вуз ИАТЭ и в первые месяцы его существования.

Отметим, что в новом статусе ИАТЭ получил помощь города и ФЭИ (А.В.Камаев, П.И.Напреенко, О.Д.Казачковский) в том, что институт был определен, как институт первой категории  и зачислен в число 33 вузов, находящихся в подчинении Министерства высшего и специального среднего образования СССР. Это давало некоторые преференции по финансированию вуза и возможность контактов с первыми лицами МВ и ССО СССР.  Опыт работы в качестве филиала МИФИ, эмоциональный подъем в коллективе привели  в полном смысле к фантастическому развитию института.  


В течение первых 10-12 лет институт преображался на глазах.  Добились существенного (почти вдвое) увеличения объема строительных работ (неоценимую помощь оказали Министры  Е.П.Славский и Г.А.Ягодин,  которые нашли  время принять и выслушать ректора ИАТЭ),  включения в строительный титул нового учебного корпуса, УЛК-2 . Были построены два общежития, спортзал, поточные аудитории, поострен новый учебно-лабораторный корпус (сверх проекта первой очереди строительства),  введена в эксплуатацию столовая.  В ИАТЭ возобновил на новом  уровне  работу Ученый Совет. Были открыты  научные лаборатории, диссертационные советы, аспирантура, научно технический журнал «Известия вузов. Ядерная энергетика», международная конференция «Безопасность АЭС и подготовка кадров».  Была открыта физико-техническая школа (интернат –первые годы).  Втрое выросло количество студентов. Появились международные связи (Франция, Германия, США, Канада, Япония, Дания), проводился обмен  студентами. Еще пять лет и количество кафедр выросло до 34, количество факультетов до 7.  Были освоены  направления, которые приносили  доходы на образовательной ниве – факультет повышения квалификации (особенно в твердых руках В.В.Ткаченко), платное обучение школьников информационным технологиям (О.В.Черторижская, школа Гелиос), платное обучение студентов (в том числе на организованном заочном факультете, который  возглавил И.К.Заратуйченко).  В эти же годы начались обучение иранских студентов (по контракту) – русскому языку  и основным  знания  по физике и технике реакторов, естественно, на русском языке. (большая роль А.Уварова и В.Белозерова).

 

Все это стало возможным в связи с дружной работой проректоров и деканов, руководителей общественных организаций  и активных членов коллектива ИАТЭ в особенности  В.В.Говорова,  В.Н.Жеглатого, Г.Г.Здоровцевой , Ю.А.Коровина , В.А.Левченко, З.И.Матюшиной, Н.Л.Сальникова, Я.В.Слекеничеса, В.А.Сарычева,  С.П.Соловьева,  В.В.Ткаченко,  Г.Е.Ткаченко,  А.И.Трофимова, В.Ф.Усакова,  А.И.Чередова, В.Л.Шаблова. Существенную помощь ректору оказывала секретарь К.С.Петросова. Эта кандидатура, которую «нашел» Г.А.Середа, оказалась востребованной и работает в этой должности(с коротким перерывом) с 1984 года по настоящее время.   Работой руководил ректор, для которого главный принцип руководства состоял в выборе вместе с ректоратом  и Ученым советом  главного направления развития  и  в том, чтобы не мешать работать членам ректората, деканам, заведующим кафедр.
В 2001 году ректором ИАТЭ стал Н.Л.Сальников, избранный в жесткой борьбе (7 претендентов и два тура, победа с минимальным преимуществом). Следующие 9 лет  были также удачными для ИАТЭ. В новую команду проректоров вошли (в разное время)  С.Б.Бурухин,  Ю.В.Волков,  Д.А.Клинов, А.В.Нестеров, Г.Е.Ткаченко, В.П.Цымбалюк, Чередов А.И.


В эти  9 лет было построено небольшое учебное здание, начато строительство большого учебно-лабраторного здания (УЛК-3), расширился список  специальностей и специализаций. Наряду с выполнениями других показателей последнее позволило переименовать институт в государственный технический университет. В подготовке документации для получения статуса Университета, в аттестации вуза, в реализации рейтинговой системы (часть системы качества) громадную работу провели   Г.К.Игнатенко, В.Г.Малынкин, Ю.Д.Соколова.


В ИАТЭ были введены два новшества. Звание «Почетный доктор ИАТЭ» и «Лауреат премии В.Н.Глазанова». К сожалению, после 2009г руководители и деректора ИАТЭ НИЯУ МИФИ согласились с упразднением этих званий.

 

Новая команда уделяла много внимания связям с  РОСЭНЕРГОАТОМОМ. Большое внимание уделялось развитию города в направлении «наукоград».

Произошло также важное, имеющее стратегическое значение событие. Губернатор области А.Д.Артамонов настоял (и помог!) в открытии медицинского факультета с широко востребованной специальностью – «лечебное дело». Это произошло в  2008  году и руководство всем становлением осуществлял (естественно, при непосредственной помощи и участия ректора). К сожалению уже через два года встал вопрос о закрытии, либо об оказании  беспрецедентной помощи факультету. Ректор МИФИ М.Н.Стриханов и Губернатор А.Д.Артамонов выбрали второй вариант. Были приглашены из других регионов опытные и молодые врачи, которые сейчас являются заведующими кафедр и одновременно занимают  важные позиции в городском здравоохранении (нач. медсанчасти №8 профессор В.А.Петров, зав. хирургическим отделением  доцент С.Г.Анаскин, зав. терапевтическим отделением профессор Н.К.Вознесенский, заведующий родильным домом ФГБУЗ КБ № 8 ФМБА России, руководитель  гинекологического  отделения профессор А.Н. Кильдюшов).  Возглавляет медицинский факультет профессор А.А.Котляров.


В 2009 году ИАТЭ стал филиалом НИЯУ МИФИ. Перевод в филиал гиганта –университета  дало три существенных выигрыша. Во-первых, студенты ИАТЭ стали получать дипломы престижного Национального Университета. Во-вторых,  ИАТЭ «присоединился» к финансированию со стороны РОСАТОМА (но это финансирование возможно для сотрудников ИАТЭ, если они оформлены в качестве  совместителей в НИЯУ МИФИ; в то же время представляется, что РОСАТОМ мог бы передавать часть финансирования непосредственно ИАТЭ). Это, в частности позволило закончить строительство УЛК-3 и поддержать добавками к зарплате приглашенных  квалифицированных врачей медицинского факультета (заметим, что Губернатор решил проблему с обеспечением жильем приглашенных квалифицированных врачей). В-третьих, Ректор НИЯУ МИФИ обеспечил широкий прием в ИАТЭ НИЯУ МИФИ иностранных студентов (Вьетнам, Турция, Монголия, Бангладеш  и др. страны).

 

Что стало хуже в ИАТЭ. Закрыт докторский диссертационный Совет (полагаю, что основная причина – невозможность иметь в Советах Университета и его филиалах одинаковые специальности);  нестабильность руководства (за 6 лет у нас 4-й директор/руководитель); формально есть Ученый совет, но он  не работает в соответствие с его положением  (в 2015 году было три заседания с основной повесткой дня – рекомендации к выборам и выборы профессорско-педагогического состава, нет плана его рабоы); организация взаимодействия с филиалом: распоряжения с необходимостью их исполнения «срочно и сверхсрочно». Снизилась зарплата и растет нагрузка (впрочем  - это всероссийская беда).


Благодаря настойчивости и дальновидности тех ученых, которые понимали сложность  развития будущего Наукограда без собственной системы подготовки специалистов, было создано  «кровное» высшее учебное заведение. И они оказались правы, поскольку сегодня в многочисленных НИИ Обнинска работает целая армия выпускников Обнинского филиала МИФИ и ИАТЭ. Только лишь в одном ГНЦ РФ ФЭИ в его самые светлые годы трудились около  тысячи наших питомцев!


О качестве подготовки можно судить по карьерам выпускников ОФ МИФИ и ИАТЭ. Отметим ряд ведущих позиций. В  ИАТЭ - профессора  В.В.Артисюк, П.А.Андросенко, Ю.В.Волков,  В.А.Галкин, Н.Л.Сальников  и другие. В ФЭИ - главный инженер В.В.Кузин, начальник комплекса БФС В.Г.Двухшерстнов, заместитель генерального директора  Д.А.Клинов, заведующие лабораториями отделами А.М.Цыбуля, Л.А.Трыков, Б.Фурсов и др.). Директор ТРИНИТИ  профессор В.Черковец,  директор фирмы «Моделирующие системы» кандидат наук В.А.Левченко, директор ФХИ им. Карпова доктор технических наук  О.Ю.Кочнов. Многие выпускники ОФ МИФИ и ИАТЭ работают на атомных станциях, в  РОСЭНЕРГОАТОМЕ,  в РОСАТОМЕ  и некоторые занимают ведущие позиции в особенности на атомных станциях.


Несколько слов  о высшем образовании в Обнинске и университетском городе.

 

В  90-х годах наряду с тематикой «Наукоград» обсуждался вопрос и о превращении города в студенческий город. В то время в городе уже было три института и одна академия (не филиалы!). Правда ИАТЭ и ЦИПК существенно превосходили своих молодых братьев не только  по возрасту, но и по инфраструктуре, и по количеству студентов. 

Университетский город может быть самодостаточным, поскольку городу государственные крупные образовательные структуры приносят доход в виде налогов, создавая рабочие места для транспортировки, питания и проживания студентов. Сегодня и преподаватели, и студенты  ИАТЭ тратят в городе только на питание не менее 350 рублей ежедневно. При  увеличении на одного  иногороднего студента  (иностранных в том числе)   потребуется затратить на общежития порядка 400 тысяч рублей (на каждого).   При этом полагаем стоимость строительства около 40000 рбл/м2.  Если количество студентов вырастет на 1000, то они оставят в городе  за год 105 миллионов рублей на питание. Правда, для их размещении в общежитии надо буде затратить на строительство общежития около 400 миллионов рублей (естественно, вложения государственные). 

Сегодня вопрос об увеличении студентов в ИАТЭ может быть только за счет иностранных студентов и при строительстве общежитий (кампуса), как это планировалось 3-4 года назад.  Но надо принять во внимание, что в городе остался один «не филиал» - институт повышения квалификации. Так что можно считать, что вопрос об университетском городе временно (будем оптимистами) закрыт.

Нашей стране, пожалуй, надо умерить свой пыл самоуничижения и в вопросах науки, и в вопросах образования. Кто сказал, что у нас очень низкий уровень образования? Министерство. Что нужно сделать, чтобы оно  (образование) стало наилучшим? Создали Федеральную программу  развития высшего образования. Во-первых, ЕГЭ. Идея хороша, но получилось, как всегда. Весь процесс обучения в школе теперь направлен на успешную сдачу ЕГЭ. А в ЕГЭ заложена та же идея, что и в популярной игре «Как стать миллионером». Основное отличие. В игре с выигрышем миллиона  надо иметь энциклопедический  запас знаний. А в ЕГЭ – вопросы ограничены одной предметной областью. Первая ступень – ЕГЭ - повлияла на среднюю школу, заменив тщательное изучение предмета на поверхностное с развитием эвристической способности угадывания правильного ответа. 

Сегодня главная идея улучшения  образовательного процесса в вузе заключается в требованиях создания определенного количества публикаций в журналах SCOPUS  и Web of Sciens. И даже в журналах списка ВАК, но эти публикации типа второго или третьего сорта. Публикационная активность   поощряется денежными вливаниями со стороны Минобра. Еще один показатель: количество денег на одного сотрудника в виде платы за научные исследовании. Эти важнейшие показатели по сути имеют косвенное отношение к качеству обучения студентов. Не факт, что выдающийся ученый является хорошим преподавателем.

Указанные требования имеют значение для исследовательских университетов в особенности с развитой экспериментальной базой. А большинство вузов – это образовательные учреждения. Казалось бы основными показателями должны быть конкурс на поступление абитуриентов в вуз и очередь предприятий и организаций за выпускниками этого вуза. Эти показатели должны иметь весомые значения.  Во всяком случае выше требований по издательской активности.

Есть еще ряд требований  - составление  отчетов по разработанным  шаблонам, объем которых (отчетов) минимум в четыре раза  превышает объемы прошлых отчетов. Причем, при аттестации эти отчеты должны быть представлены в машинописном (но не в электронном!)   виде. Для одной дисциплины требовалось напечатать50-100 страниц в зависимости от серьезности отношения к данному заданию исполнителя. ИАТЭ положил под топор небольшую березовую рощу! 

В США наука сосредоточена в университетах (добавим: и в крупных компаниях). Организация и строительство университетов предполагает создания экспериментальной базы определенного научного направления.

В СССР наука была разной (по источникам финансирования и назначеню) – отраслевой, академической, вузовской. В ВУЗах даже были научные подразделения, сотрудники которых проводили образователную деятельность по совместительству. Тогда и  сотрудники ППС по совместительству (платному) могли занимать научные должности.

То, что сегодня делается с высшим образованием (увеличение в разы объемов отчетной документации, увеличение нагрузки преподавателей и рост административных рядов, сокращение приема студентов на государственной основе, ограничение финансирования вузов, уничтожение инженерной школы, чего нет даже в США, во Франции. Все это началось до резкого падения цен на нефть и ослабления рубля.  Официальная причина --  необходимость совершенствования образования. 

Если очень хочется перейти на американскую структуру образования и науки (Зачем? Ну очень хочется!), то есть менее безболезненный путь. Слияние НИИ и ВУЗов. Их можно называть вполне резонно исследовательскими университетами или научно-образовательными  НИИ. Конечно, такое объединение потребует массы законов и разъяснений к ним, но соединение науки и образования будет реализовано и такие двугорбые образования смогут удовлетворять сегодняшним требованиям. Возможно, что будет экономия в человеческом факторе. Возможно, что будут востребованы способные специалисты одновременно участвовать в исследованиях и образовательной деятельности. При этом большая часть востребованности будет реализована внутри такого слияния.

И вопрос о подчиненности и финансировании должен решаться полюбовно. Просто решать, если НИИ и ВУЗ относятся к одному Министерству. Сложнее, если к разным. Но это второстепенная трудность.

 

 

28 января 2016 года

Ю.А.Казанский, Почётный гражданин города Обнинска

 

Kazanskij-Obninsk-FEI-IATE.pdf| 208,06 Kб| Скачан: 306 раз
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий