27 сентября – проведение конференции по атомному ледокольному флоту — официальный cайт Ядерного общества России

27 сентября – проведение конференции по атомному ледокольному флоту

27 сентября 2017 - Сергей Дмитриев

27 сентября в Курчатовском институте прошла научно-практическая конференция «Атомный ледокольный флот и освоение Арктики», организованная Курчатовским институтом, Росатом флотом и Ядерным обществом России.

 

 

 

Научно-практическая конференция
«Атомный ледокольный флот и освоение Арктики»
посвященная 40-й годовщине легендарного похода атомного
ледокола «Арктика» на Северный полюс

к 75-летию Курчатовского института


Москва, 27 сентября 2017 года



ПРОГРАММА

 

13:00-14:00   Прибытие участников мероприятия в Дом ученых

                       имени А.П. Александрова НИЦ «Курчатовский институт»   

Показ фильма "Полюс. Арктика. Ледокол" (341Мб, для скачивания нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и выберите "Сохранить объект как...")

14:00-16:45   Пленарное заседание конференции

Открытие конференции (Я.И.Штромбах)

Ковальчук М.В. Приветствие и выступление "Ядерные технологии и развитие Арктики", скачать

Приветственные слова и выступления гостей конференции

Выступление ветерана Атомфлота, капитана атомного ледокола "Арктика"(Баринов А.Н.)

Рукша В.В. Выступление "Роль Госкорпорации «Росатом» в организации круглогодичной навигации на Северном морском пути для обеспечения доступа российской продукции на рынки Тихого океана", скачать

Показ фильма о ФГУП "Атомфлот"


16:45-19:00   Фуршет для участников мероприятия     

 


 

В НИЦ "Курчатовский институт" состоялась научно-практическая конференция "Атомный ледокольный флот и освоение Арктики", посвященная 40-й годовщине легендарного похода атомного ледокола "Арктика" на Северный полюс


В числе организаторов форума - НИЦ "Курчатовский институт", ФГУП "Атомфлот" и Ядерное общество России.


17 августа 1977 года атомный ледокол "Арктика" впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. Атомоход вышел из Мурманского порта, проследовал  через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130-го меридиана, экспедиция повернула на север и шла в этом направлении до Северного полюса. Мощный ледокол впервые в мире преодолел ледяные поля толщиной в несколько метров. "Арктика" стояла на "вершине мира" 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения.


Но путь к Северному полюсу начался намного раньше. Еще в начале 1950-х годов по инициативе И.В. Курчатова и А.П. Александрова в Институте атомной энергии (ныне НИЦ "Курчатовский институт") начались работы по созданию судовых атомных энергетических установок. Были созданы ядерные энергоустановки для подводного корабля, что определило базовые  подходы, принципы формирования и структуру ядерных источников энергии для широкого использования на кораблях и судах, заложило основы новой для страны области науки и техники – корабельной ядерной  энергетики. В 1953 году началось проектирование атомных ледоколов. Ледокол "Ленин", сданный в эксплуатацию в 1959 году, стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой. Курчатовский институт был научным руководителем этого проекта. В настоящее время НИЦ "Курчатовский институт", как научный руководитель направления, продолжает участвовать в создании новых атомных ледоколов, повышении надежности и безопасности их ядерных установок. Сегодня уникальный флот атомных ледоколов обеспечивает круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и играет ключевую роль в промышленном развитии северных территорий России.


На пленарном заседании с докладом "Ядерные технологии и развитие Арктики" выступил президент НИЦ "Курчатовский институт" М.В. Ковальчук. Он напомнил, что освоение русской Арктики началось несколько столетий назад. Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. Сегодня освоение Арктики – один из стратегических государственных приоритетов.


"Во-первых, это транспорт и коммуникации: Севморпуть – логистическая транспортная система, охватывающая весь мир и находящаяся в юрисдикции одной страны – России, - подчеркнул М.В. Ковальчук. - Во-вторых, Арктика нужна для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В-третьих, в Арктике находится огромное количество минеральных биологических и энергоресурсов. Например, в российской части арктического шельфа в настоящее время разведаны запасы нефти в объеме 415 миллионов тонн (41% от общего объема запасов на Арктическом шельфе). Разведанные запасы газа на российском шельфе составляют 4,7 триллиона кубометров (49,8% от общих запасов газа на шельфе). Всего на Арктику приходится 58% мировых запасов углеводородов на шельфе. В-четвертых, освоение Арктики имеет значение для исследований глобальной экосистемы".


Он отметил, что Курчатовский институт продолжает научное сотрудничество с судостроителями и по-прежнему является научным руководителем уже нового поколения ледоколов. "Сегодня в состав НИЦ "Курчатовский институт" входит ЦНИИ КМ "Прометей" (г. Санкт-Петербург), что позволило нам объединить на одной площадке НИЦ "КИ" весь комплекс материаловедческих работ и исследований. Сегодня у нас есть колоссальная научная, экспериментальная база, накопленная за десятилетия эксплуатации атомного флота. И мы готовы полностью к тому, чтобы выйти на качественно новый уровень", - сообщил Ковальчук.


Он отметил также, что в настоящее время Россия обладает ядерными технологиями, развивает современное судостроение, имеет хорошую научную базу, высококвалифицированный штат Атомфлота. "Все это дает возможность в короткий срок решить стратегически приоритетную задачу, поставленную руководством страны по освоению Арктики", - резюмировал Ковальчук.


Генеральный директор ФГУП "Атомфлот" В.В. Рукша отметил, что Россия сегодня обладает самой эффективной технологией, "благодаря применению ядерной энергии для преодоления льда". Он сообщил, что на днях был спущен на воду атомный ледокол "Сибирь", в ближайшие годы запланирован ввод в эксплуатацию атомоходов "Арктика" и "Урал" - самых больших и самых мощных в мире.


"Сейчас мы строим ледоколы нового класса - "Арктика". Еще один атомоход - "Лидер" находится в стадии проекта, он откроет новую страницу в истории освоения Арктики. С пуском ледоколов этого класса Россия получит стабильную круглогодичную навигацию не только в европейском направлении, но и в восточном", - сказал В.В. Рукша.


На конференции обсуждались роль атомного ледокольного флота в научном исследовании и развитии арктического региона; направления совершенствования атомных ледоколов и судов ледового плавания; перспективные судовые ядерные энергетические установки.


Поздравления в адрес участников конференции передал первый заместитель руководителя администрации президента  РФ С.В. Кириенко. В нем, в частности, говорится: "Создание атомного флота – это яркий пример союза самой передовой науки и высокотехнологичной промышленности". Специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике А.Н. Чилингаров призвал не снижать темпов технического развития. "Своим успехом в Арктике наша страна во многом обязана российским ученым, которые обеспечивают нам практическую основу для технического прогресса", – отметил он.


К поздравлениям присоединились первый заместитель генерального директора Объединенной дирекции по ядерному оружейному комплексу Госкорпорации "Росатом" И.М. Каменских, президент Объединенной судостроительной корпорации А.Л. Рахманов, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Ю.А. Костин, директор Московского центра Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций В.И. Аксенов, а также ветераны Атомфлота.


В рамках конференции для ее участников демонстрировались два документальных фильма: о походе атомного ледокола "Арктика" в 1977 году и о походе атомного ледокола "50 лет Победы" в 2017 году.

 

 Пресс-центр НИЦ "Курчатовский институт"

 

 

С вводом в эксплуатацию 3 декабря 1959 года а/л «Ленин» стали очевидны преимущества атомных ледоколов в освоении арктических пространств.

 

 

Из архива отечественного Ядерного общества:
В начале декабря 1989 года в Мурманске прошли торжественные мероприятия, посвящённые 30-летию эксплуатации первого атомного ледокола «ЛЕНИН». В мероприятиях приняли участие в том числе экипаж и ветераны а/л «ЛЕНИН», сотрудники Курчатовского института – научного руководителя этого выдающегося Проекта. Делегацию Ядерного общества СССР возглавлял Почётный член ЯО, академик Анатолий Петрович Александров. На встречах остро поднимались вопросы отношения общественности к использованию ядерной энергетики на море, а также дальнейшей судьбы первенца советского гражданского атомного флота – атомохода «ЛЕНИН», готовящегося к выводу из эксплуатации. По инициативе Анатолия Петровича Центральное правление ЯО приняло Обращение к ряду правительственных и общественных организаций, в котором говорилось:
«…Учитывая историческую значимость ледокола «ЛЕНИН», мы считаем целесообразным, сохраняя ледокол как музей, создать на нём научно-технический центр по проблемам использования атомной науки и техники и вопросам экологии…».
Усилия руководства и активистов Курчатовского института, Ядерного общества и Атомфлота,  авторитет нашей атомной отрасли привели к сохранению первого атомного ледокола и созданию на борту а/л «ЛЕНИН» музея (с 5 мая 2009 г.) и Информационного центра Госкорпорации «Росатом» (с 11 июня 2010 г.).

 

Мирный атом: 40 лет на службе Арктики

В Доме ученых им. А.П. Александрова НИЦ «Курчатовский институт» (НИЦ КИ) прошла научно-практическая конференция «Атомный ледокольный флот и освоение Арктики». Мероприятие было приурочено к 40-й годовщине легендарного похода атомного ледокола «Арктика»: в августе 1977 года советское судно первым из надводных кораблей достигло Северного полюса. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. В результате была доказана на практике возможность круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути. На нынешней конференции обсуждались современные проблемы развития арктической зоны и пути их решения.

Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук напомнил, что именно наша страна является родоначальником арктического ледокольного флота. Еще в 1897 году государство выделило деньги на строительство первого в мире ледокола арктического класса «Ермак», который был назван в честь русского покорителя Сибири.

— Сегодня Россия владеет самым большим ледокольным флотом. Здесь наша доминанта, которая обеспечивает наше внеконкурентное преимущество в высоких широтах, очевидна. Россия, хочу подчеркнуть и напомнить, единственная страна в мире, владеющая атомным ледокольным флотом, — сказал Михаил Ковальчук.

Он напомнил, что за последние 10 лет государством было принято несколько важных государственных программ по развитию Арктики.

— В последнее десятилетие в нашем государстве был принят, президентом в первую очередь, целый ряд документов, которые регулируют и определяют наше движение при освоении Арктики. Арктика стала стратегическим приоритетом, — сказал Михаил Ковальчук.

Особенно он выделил утвержденные в 2008 году «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», которые определили основные национальные интересы России в Арктике в части обеспечения социально-экономического развития страны, сохранения уникальных экологических систем и использования Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в арктической зоне.

— Здесь многофакторный комплекс задач: первая — комплексное социально-экономическое развитие Арктики, вторая — развитие науки и технологий, третья — создание современной телекоммуникационной инфраструктуры, четвертая — экологическая безопасность, пятая — военная безопасность и охрана государственных границ, — отметил глава Курчатовского института.

Особое внимание Михаил Ковальчук уделил развитию Северного морского пути. Это транспортная магистраль протяженностью почти 5,5 тыс. км. На маршруте находится свыше 50 портов, среди них Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации составляет 2–4 месяца. По Северному морскому пути осуществляется перевозка добываемых на Севере нефти и газа, леса. Она обеспечивает 90% транспортировки никеля в России и 65% — меди.

— Северный морской путь — это зона, где могут быть выстроены логистические коридоры, охватывающие весь мир. Они короче существующих, допустим, через Суэцкий канал, и лежат в сфере ответственности одной страны, — продолжил Михаил Ковальчук. — На сегодня в Арктике находится огромное количество минеральных, биологических и энергоресурсов. Там сосредоточено 25% мировых запасов нефти и газа. То есть четверть от всех энергозапасов мира находится там.

Но для освоения этого направления, по его мнению, необходимо развивать перспективные ледоколы нового поколения. Над одним из таких сейчас работают специалисты ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» и Минпромторга. Проект 10510 «Лидер» — перспективный новый тип российских атомных ледоколов. Главные задачи этих судов — обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. В настоящий момент ведется проектирование, примерная стоимость одного судна — 70 млрд рублей.

— Нам надо обеспечить крейсерское движение в сторону Тихого океана со скоростью 10–12 узлов. Новый тип ледокола «Лидер» позволит это сделать и гарантирует освоение восточной составляющей Северного морского пути, тем самым разрушив зависимость от западного направления. Это представляется крайне важным, особенно в сегодняшних условиях, — заявил президент НИЦ КИ.

Еще один важный документ — проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». В этом году президент России Владимир Путин поручил изменить текст программы и заново утвердить его. Минэкономразвития уже подготовило обновленную версию. Сформирован круг участников госпрограммы. В их числе — 11 федеральных органов исполнительной власти и НИЦ «Курчатовский институт», который в тесном взаимодействии с госкорпорацией «Росатом» работает над созданием нового перспективного атомного ледокола «Арктика».

— Если говорить об освоении Арктики, то мы имеем сегодня новый энергетический вызов. Энергия необходима для освоения углеводородных и минеральных ресурсов, развития транспортной инфраструктуры всей сопутствующей. Казалось бы, давайте построим атомную станцию и соединим всё. Однако проблема в том, что в Арктике нет крупных потребителей, но большое количество рассредоточенных на больших пространствах. Во-вторых, отсутствует транспортно-энергетическая инфраструктура, — объяснил Михаил Ковальчук. — Практически невозможно строить газопровод или линию электропередач.

Выходом из ситуации в НИЦ «Курчатовский институт» видят установку мобильных атомных станций малой мощности, основанных на прямом преобразовании энергии.

— Речь идет о сети автономных атомных термоэлектрических станций. Создается станция фактически заводской готовности. Ее привозят, устанавливают, и она 15–20 лет работает. По исчерпании ресурса станция удаляется в собранном виде без разборки и выгрузки топлива, — пояснил Михаил Ковальчук. — В основе этой станции — разработки, которые были начаты еще в конце 1970-х годов в Курчатовском институте.

До 2025 года из госбюджета на развитие Арктики будет направлено 156 млрд рублей. Из них 70 млн будут инвестированы в рамках упомянутой госпрограммы. Оставшиеся средства выделит Министерство обороны.

Первое направление госпрограммы — подготовка восьми территорий, или «опорных зон развития». Будет создана необходимая нормативно-правовая база и проведены научно-исследовательские работы. Ключевой проект подпрограммы — запуск плавучей обсерватории «Северный полюс».

Следующее — развитие арктического судоходства. Предполагается создать единую информационную и телекоммуникационную систему транспортного комплекса, реконструировать Жатайский судостроительный и судоремонтный завод.

Третье направление — освоение полезных ископаемых, в том числе на территории континентального шельфа. Активную реализацию этих проектов планируется начать в 2021 году. Недавно на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых открыто новое месторождение нефти. Геологические запасы в этом регионе оцениваются в 9,5 млрд т нефтяного эквивалента. Эксперты считают, что за этим открытием последуют и другие, не менее значимые.

 

Источник: Известия.ру

 

Научная конференция об освоении Арктики прошла в Курчатовском институте (видеосюжет телеканала Москва24)

 

Информация об атомном ледокольном флоте:

 

К 40-летию достижения АЛ "Арктика" Северного полюса

 

Ровно через 40 лет.

 

Заседание оргкомитета конференции "Атомный ледокольный флот и освоение Арктики"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий