Сегодня - День подводного флота России! Обращение общественности к Президенту России В.В.Путину
С праздником, моряки-подводники!
По указу императора Николая II 19 марта 1906 года в Российском императорском флоте появился новый класс судов — подводные лодки.
История появления в Российском императорском флоте подводных сил очень напоминает историю создания русской авиации накануне Первой мировой войны. И в первом, и во втором случае русские одними из первых в мире обратили внимание на возможности новых аппаратов. И в том, и в другом случае Россия не постеснялась изучить иностранный опыт и зарубежные разработки, одновременно поощряя собственных изобретателей, сумевших найти не менее остроумные технические решения. Неудивительно, что к 1914 году Россия подошла, имея крупнейший в мире авиационный флот и практически не отставая от крупнейших военно-морских держав мира по числу подводных лодок. К этому времени они уже восемь лет как считались самостоятельным классом боевых кораблей: указ о дополнении действующей с 1892 года классификации кораблей флота классом «подводные лодки» император Николай II подписал 19 (6 по старому стилю) марта 1906 года. Этот день стал неофициальным праздником моряков-подводников, который получил официальный статус только 90 лет спустя, 15 июля 1996 года приказом главкома ВМФ России.
Послевоенные годы стали временем стремительного расцвета и расширения отечественного подводного флота. В 1952 г. академики Курчатов И.В. и Александров А.П. обратились в правительство СССР с докладом о возможности и необходимости строительства подводных лодок с атомными энергетическими установками.
В 1950-м на стапелях завода «Красное Сормово» в Горьком была заложена первая подлодка самого массового в нашей истории проекта — 613: за все время их построили 215 единиц. Были и другие крупные серии дизельных подлодок, достигавшие 75 единиц (проект 641), а атомные лодки строились сериями по два-три десятка. Закономерно, что такими темпами к концу 1980-х в составе советского ВМФ было 450 (!) субмарин: 83 стратегических атомных подводных ракетоносца, 113 многоцелевых атомных и 254 дизель-электрических подводных лодок.
Три наших атомных подлодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса. Во-первых, самая большая в мире атомная подлодка — тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта «Акула» (941) с нормальным водоизмещением 23 200 тонн. Во-вторых, подводная лодка с наибольшей глубиной погружения — К-278 «Комсомолец» проекта «Плавник» (685), погрузившаяся 4 августа 1985 года на 1027 метров (и, к сожалению, погибшая 7 апреля 1989 года в результате пожара). Наконец, это лодка, сумевшая развить самую высокую подводную скорость — К-162 проекта «Анчар» (661), которая 18 декабря 1970 года разогналась под водой до 44,7 узла.
Третья в мире и первая наша атомная подводная лодка была спущена на воду 1 июля 1958 года со стапелей ПО «Севмашпредприятие». Поражают темпы строительства лодки – в 1955 г. была заложена, в 1957 спущена на воду, в 1958 вступила в строй. В ее создании участвовало более 350 предприятий со всего Союза, инженеры и конструкторы воплощали свои новаторские идеи. В отличие от американского проекта первой АПЛ «Наутилус» конструкторские решения по сигарообразным обводам корпуса обеспечили рекордную для того времени скорость подводного хода. Разработанная для корпуса лодки специальная сталь позволяла ей погружаться на немыслимую в те годы глубину – 300 метров. Поэтому К-3 превзошла первую американскую АПЛ по скорости и глубине погружения. На испытаниях в погруженном состоянии на глубине 310 м была достигнута скорость 28 узлов без выхода реакторов на полную мощность. За время службы совершила 14 дальних походов, прошла более 120 тыс. миль. В июле 1962 года впервые в истории мореплавания АПЛ К-3 всплыла на Северном полюсе и ее экипаж водрузил Государственный флаг СССР во льдах Центральной Арктики. Во время походов подо льдами Северного Ледовитого океана по эхограммам был обнаружен гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана, что стало крупнейшим географическим открытием ХХ века после открытия в 1913 г. Северной Земли. Легендарная атомная субмарина в одиночку противостояла в первые годы холодной войны пяти американским атомоходам.
Сегодня, в День подводного флота России к Президенту России В.В. Путину обратилась научно-техническая, флотская, ветеранская и просветительская общественность (см. ниже), другие неправительственные организации, с предложением принять решение о создании в нашей стране Музея атомного подводного флота на базе первой отечественной атомной подводной лодки – АПЛ К-3 (позднее - «Ленинский комсомол»).
В обращении от имени Клуба адмиралов, Российского Союза НИО, НТО судостроителей им. академика А.Н.Крылова, Российского общества «ЗНАНИЕ», Ассоциации содействия развитию научно-технических музеев, Ассоциации высших учебных заведений «Консорциум опорных вузов Росатома», Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, Ядерного общества России и др. предлагается создать общественный совет для содействия целевому использованию выделенных средств и подготовке соответствующей Концепции Музея, учитывая, что ещё живы ветераны, в т.ч. разработчики и судостроители, члены первых экипажей и командиры К-3. Это очень важно для организации просветительской работы по популяризации достижений науки и техники, для патриотической воспитательной работы с молодежью и для мотивации военнослужащих на примере этого символа выдающихся результатов вклада нашего государства в историю и развитие ВМФ. А использование для этих целей современных цифровых и интерактивных технологий позволит организовать доступ для всех граждан страны.
В создании первенца нашего атомного подводного флота ведущую роль сыграл Курчатовский институт. В нём достижения в области фундаментальной физики всегда находили применение в прикладных направлениях – такую традицию заложил Игорь Васильевич. Именно благодаря этому в нашей стране появились первая в мире АЭС, мощный атомный подводный флот, арктический ледокольный флот и многое другое. Под эффективным научным руководством Анатолия Петровича Александрова отечественный подводный флот поставил самые яркие абсолютные рекорды (до сих пор не превзойдённые!). У большинства первых учеников - операторов ядерной энергетической установки АПЛ академик А.П. Александров лично преподавал и принимал экзамены.
Президент НИЦ «Курчатовский институт» М.В. Ковальчук активно поддержал общественность:
«Поддерживаю идею создания Музея К-3 как родоначальника нашего атомного подводного флота. Её создание – это огромная веха истории всего отечественного флота. Такой музей станет памятью учёным и конструкторам, судостроителям и военным морякам – всем создателям атомного флота России!»
Г.И. Скляр, Председатель Клуба «Обнинская инициатива» и депутат ГосДумы ФС РФ, напоминает:
«В 1954 г. было начато строительство полномасштабного наземного прототипа ЯЭУ для апл на промплощадке Физико-энергетического института (ФЭИ; г.Обнинск). В марте 1955 г. в Обнинск прибыли операторы ЯЭУ первых двух экипажей. В августе 1955 года в Обнинск прибыл и командир первого экипажа АПЛ Осипенко Л.Г. В марте 1956 г. Главнокомандующий ВМФ принимает решение о создании в Обнинске Учебного центра (УЦ) ВМФ для подготовки экипажей серийных апл на базе действующего стенда 27-ВМ. Поэтому не случайно, что первым Героем Советского Союза, получившим это высокое звание после окончания войны, стал первый командир «К-3» и начальник Обнинского УЦ ВМФ капитан первого ранга Л.Г. Осипенко. Надежды, возложенные на нее, К-3 оправдала сполна, и общественность Обнинска надеется на создание Музея атомного подводного флота!»
А.А. Саркисов, Вице-адмирал и академик РАН, подчёркивает:
«За 60 лет в стране создано более 250 АПЛ, стратегические АПЛ составляют основу наших МСЯС. Однако, в то время как в странах, обладающих АПЛ (особенно в США), экскурсанты осматривают музеи на базе своих первенцев и воспитывают на основе этих символов гордость и уважение у своих граждан и молодежи, в России до сих пор нет ясной перспективы создания мемориала К-3 (несмотря на уже многое сделанное для этого). Появление такого музея как важного примера сохранения наследия достижений науки и техники подчеркнула бы стратегическую роль атомного флота в обеспечении безопасности нашей страны»
Как отметил в своём приветствии к 60-летию ввода в эксплуатацию первой отечественной АПЛ (17 декабря 2018 года) Президент РФ В.В. Путин - «...подводные боевые корабли, в том числе стратегические атомоходы, которые надёжно защищают морские рубежи страны, вносят весомый вклад в обеспечение глобального паритета, демонстрируют высокую эффективность при выполнении поставленных задач...».
Сегодня верные присяге моряки-подводники достойно продолжают традиции своих предшественников. Желаем всем морякам-подводникам успехов, крепкого здоровья, счастья, мира и благополучия!
Ниже публикуется обращение общественности, принятое на 29-й ежегодной конференции ЯОР и направленное сегодня в адрес Президента России В.В.Путина.
На сайте газеты "Известия" вы можете посмотреть дополнительный материал.
Посмотрите интересную информацию о проекте Союза моряков-подводников ВМФ РФ по созданию Музея К-3
Программа "Военная приемка" телеканала "Звезда", выпуск посвящен первой АПЛ.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |