30 ноября 1986 года - День победы в битве с "разбушевавшимся атомом" (день сдачи объекта «Укрытие»)
Несмотря на сегодняшние мировые события, где часто упоминают и пугают новым Чернобылем, где происходит полная ломка понятия «Атомное право»,
нельзя забывать о 1986 годе.
Чем он дальше от нас - Чернобыльская трагедия и первый этап её ликвидации, тем всё более ясным становится важность человеческого измерения этих событий. Атомщики и все ликвидаторы, работавшие тогда в Чернобыльской зоне, совершили подвиг, выполняя свой профессиональный долг, применяя свой опыт и знания для "укрощения" атомной технологии, впервые в таком масштабе вышедшей из под контроля.
Вклад практически всей мощи СССР, массовый героизм ликвидаторов – всё это привело к выполнению программы локализации последствий аварии, в первую очередь – к созданию в кратчайшие сроки (меньше 7 месяцев!!!) объекта «Укрытия» над 4-м энергоблоком ЧАЭС и снятию основной опасности. 30 ноября 1986 года состоялось подписание акта Госкомиссии о вводе в техническую эксплуатацию объекта "Укрытие" на энергоблоке №4 Чернобыльской АЭС. Этот день сдачи в эксплуатацию "Саркофага" (так ещё называли защитное сооружение над разрушенным четвертым энергоблоком) явился завершением первого - самого напряженного - этапа ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Многие чернобыльцы обоснованно считают этот день - 30 ноября - "Днем победы" в битве с "разбушевавшимся атомом".
Работа не прекращалась даже ночью! Для этого в небо запустили аэростаты, с подвешенными на них светильниками. Шум вокруг промплощадки не прекращался ни на минуту…
Отмечая подвиг наших ликвидаторов, вспомним тех, кто уже ушел от нас. Желаем действующим ветеранам здоровья и благополучия! СЛАВА ГЕРОЯМ-ЛИКВИДАТОРАМ !!!
Об этих событиях и людях, свершивших подвиг – в выходящей в печать книге, подготовленной отечественным Ядерным обществом
Невозможное возможно. Чернобыль и ликвидаторы
/ современный взгляд на события 1986 года /. Ниже – отрывок из этой книги
...Многие ветераны отрасли напоминают о традициях, нарушение которых приводит к трагедиям. Многое актуально и по сей день..
из интервью Н.Ф. Луконина (Книга Е.Козловой – На службе у атома, 2013 г.)
на чём основывается школа Минсредмаша ?
Школа Минсредмаша основывается на следующих основных положениях.
I. Хорошо продуманная программа подготовки кадров, начиная от рядового инженера до руководителей предприятий. По мере накопления опыта работы на руководящие должности (директор, главный инженер, заместитель главного инженера и т.д.) назначали специалистов, хорошо знающих производство и уже имеющих опыт работы. Из специалистов Челябинска-40, имеющих опыт работы на этом объекте, набирали персонал на вновь возводимые объекты Томска-7, а затем и Красноярска-26.
II. Был налажен хороший обмен опытом работы между предприятиями отрасли.
III. Жестко спрашивали за скрытие технологических нарушений, вплоть до увольнения.
IV. Программы проведения испытаний осуществлялись только после согласования с проектными, конструкторскими, научными организациями, Госатомнадзором. На испытания приглашались специалисты данных организаций. Отказов от участия специалистов никогда не было. Перед началом испытаний начальник смены объекта, станции сам знакомился с программой, знакомил персонал смены. Только после этого персонал приступал к ее выполнению.
V. Руководство завода, АЭС не должно подменять начальника смены, оперативный персонал ни при плановых подъемах мощностей, ни при плановых снижениях ее, ни при проведении испытаний. Тем более заставлять его нарушать Технологический регламент или должностные инструкции.
VI. При плановых снижениях мощности реактора или подъеме мощности обязательно присутствие одного из руководителей (директор, главный инженер, заместитель главного инженера по эксплуатации) и заместителя главного инженера по науке. Заместитель главного инженера по науке контролирует действия старшего инженера управления. Работой персонала смены руководит лично начальник смены станции. Руководство завода не подменяет начальника смены, а только следит за правильностью действий персонала.
VII. В процессе эксплуатации имеют место неплановые остановки, снижение мощности, отказы оборудования. Начальник смены должен немедленно доложить руководству о создавшейся ситуации. Руководство станции, оценив обстановку (посоветовавшись со специалистами), дает распоряжение, как действовать персоналу в случае отклонения параметров в ту или другую сторону. При необходимости руководители предприятия выезжают на объект. Указания руководителя записываются в журнал распоряжений с указанием времени, даты поступления и фамилии руководителя. Начальник смены знакомит персонал под роспись. Тем самым персонал не остается один на один с создавшейся ситуацией. А руководство берет на себя ответственность за данное распоряжение.
VIII. Кроме того, по должностным инструкциям начальник смены, старший инженер управления реактором, если считают, что создавшаяся ситуация может привести к аварии, имеют право не согласиться с указанием руководства и заглушить реактор.
IX. На АЭС Минсредмаша оперативный персонал, согласно должностным инструкциям, не подчиняется диспетчеру ЦДУ Минэнерго. Его обращение воспринимает как просьбу. Если приостановка снижения мощности приведет к нарушению Технологического регламента — просьба не исполняется, при необходимости реактор останавливается, а после остановки реактора обстановка докладывается руководству станции. Если исполнение просьбы диспетчера ЦДУ не приведет к нарушению Технологического регламента, снижение мощности временно приостанавливается, и только после согласования с руководством станции вступает в силу.
Так как ЛАЭС обеспечивает электроэнергией северо-запад страны, то с просьбой, при необходимости, переноса срока остановок энергоблоков на плановые ремонты или намечающиеся остановки одной из турбин блока для устранения появившихся неисправностей руководство ЦДУ северо-запада, расположенного в Риге, обращалось к руководству станции. Взаимоотношения руководства ЛАЭС и ИАЭС с руководством ЦДУ Риги и ЦДУ Москвы были нормальными, рабочими. Отказов в переносе сроков проведения ремонтов энергоблоков были единицы. В этом случае уже ЦДУ Москвы обращалось к руководству Министерства среднего машиностроения. И ни разу руководство министерства в этом случае не отменило наше решение.
В других случаях только требовалось произвести корректировку планов отпуска электроэнергии по месяцам. Так как плановые остановки блоков на ремонт, как правило, намечались на конец месяца, то перенос сроков ремонта приводил в одном месяце к перевыполнению плана, в следующем — к недовыполнению. И то и другое, без корректировки, для станции плохо. При перевыполнении плана — Министерство энергетики за каждый сверхплановый киловатт-час платило в два раза меньше. Неоднократные обращения в Минэнерго так и не привели к изменению цены. При невыполнении плана — инженерно-технический персонал станции лишался премии...
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |