Сегодняшние мысли: о граблях, 90-летии лорда Маршалла, о содружествах профессионалов и не только
Коллеги! Написать заметку в эти непростые дни меня сподвигло сочетание нескольких факторов и дат. Более половины моей жизни связано с нашим отечественным Ядерным обществом (учреждено в Москве 17 апреля 1989 года), с самого начала своей деятельности ЯО заложило несколько принципов и традиций, которые мы до сих пор поддерживаем и стараемся передать их молодым атомщикам. Рождённое в результате наступления периода антиядерной истерии после чернобыльской беды, отрицания атомной энергетики, наше сообщество атомных профессионалов СССР изначально ощутило:
- крайнюю необходимость общения и обмена опытом, международного сотрудничества атомщиков для развития и безопасной эксплуатации мировой атомной энергетики
- все «прелести» быть заложниками политических манипуляций, использующих атомную энергетику в своих корыстных предвыборных целях (при этом судьба самой АЭ им глубоко безразлична), раздувающих опасность АЭ и панику среди населения (при этом игнорируя голос профессионалов и реальные параметры на объекте). Поэтому уже более 30 лет ЯО не ввязывается в политику, не практикует политических заявлений (тем более, что хватает своих, профессиональных вызовов, над которыми надо работать).
3 марта 2022 года исполнилось 94 года Николаю Фёдоровичу Луконину (дай Бог ему ещё здоровья!) – Министру атомной энергетики СССР, а сегодня, 5 марта, исполнилось бы 90 лет Волтеру Чарльзу Маршаллу (он же Лорд Маршалл оф Горинг – немного о нём см. ниже) – известному физику и энергетику Великобритании. Оба этих знаменитых человека возглавили создание всемирной ассоциации ВАО АЭС (WANO учреждено также 15 мая 1989 года в Москве) – ассоциации профессионалов атомной энергетики всего мира. Эта организация, созданная как и наше ЯО на уроках Чернобыля, сегодня тесно с ЯО сотрудничает. Их цели и задачи во многом одинаковы и традиции поддерживаются: создавать условия, в которых профессионалы стран со всех континентов, с разным менталитетом и разным общественным строем, объединяются через единые взгляды на развитие безопасной атомной энергетики.
В эти дни, из-за событий на Украине, опять возобновились попытки сделать атомную энергетику заложником политиканов. Обращаюсь к нашим молодым атомщикам, к молодёжному движению Московского центра ВАО АЭС и IYNC (в создании которого огромную роль сыграло молодёжное отделение нашего ЯО в 1998-2000 г.г.) – не поддавайтесь на политические провокации, изучайте и следуйте традициям атомных профессионалов и наших сообществ – чтобы не наступать опять на знакомые грабли!!!
Основателю ВАО АЭС сегодня 90 лет
5 марта 2022 года, исполняется 90 лет со дня рождения одного из основателей ВАО АЭС лорда Маршалла (1932-1996). В рамках проекта Музея мировой атомной энергетики при поддержке Московского центра и с помощью Лондонского офиса ВАО АЭС готовится книга – сборник воспоминаний о Маршалле. Предлагаем ознакомиться с несколькими отрывками из воспоминаний об этом замечательном человеке и профессионале, стороннике широкого международного сотрудничества для укрепления безопасности ядерной энергетики.
А.М. Кириченко: ...Образование Всемирной Ассоциации ВАО АЭС в мае 1989 г. событие не ординарное, суметь найти общий интерес, главную цель и объединить все без исключения организации и АЭС всего мира , для совместной работы по обеспечению безопасности АЭС на всех континентах по силам только «сильным мира сего». Волтер Чарльз Маршалл – известный ученый физик, генеральный директор крупной ядерной энергокомпании Великобритании , председатель различных Научных и Технических союзов и советов, он же Лорд Маршалл оф Горинг.
Б.Я. Прушинский: ...одним из инициаторов создания такой организации был известный в Великобритании человек, учёный, имеющий заслуги в том числе и в развитии атомной энергетики в своей стране, бывший в какое-то время министром, отвечающим за энергетику, лорд Маршалл (Marshall of Goring)... Первые документы по созданию ВАО АЭС я получил за подписью именно лорда Маршалла и в дальнейшем вся информация о процессе создания ассоциации, консультации, обсуждения проблем проходили под его руководством или при активном его участии. Он был настоящим вдохновителем и мотором всей работы и появляющихся идей. Нетрудно представить, насколько сложно было создавать организацию, в которую входили представители стран со всех континентов, с разным менталитетом и разным общественным строем, объединив всех едиными целями и взглядами на атомную энергетику. Исключительная доброжелательность в общении, глубокий профессионализм и кипучая энергия этого немолодого и не вполне здорового человека, твёрдо верящего в возможность тесного сотрудничества на основе общих подходов в такой сложной области, позволили в кратчайшие сроки создать организацию, аналогов которой и сейчас трудно отыскать в мировой практике. Не следует забывать, что ассоциация создавалась в обстановке глубокого недоверия мировой общественности после чернобыльской аварии...Первый его визит в Московский региональный центр состоялся, если мне не изменяет память, в начале 1989 года, когда Московский региональный центр только создавался. На нас, тогдашних сотрудников центра, он произвёл очень хорошее впечатление. Его вопросы, советы, высказывания были профессиональны, доброжелательны. В общении он был дружелюбен, открыт, держался со всеми как равноправный собеседник, что не совсем соответствовало нашим представлениям об английских лордах. Надо сказать, что и в дальнейшем при всех моих встречах и общениях с ним он вёл себя как равный среди равных. При этом он не чурался и тонкого юмора, и участия в неформальных мероприятиях.
О.М. Сараев: ... WANO повезло – первым её руководителем стал лорд Уолтер Маршалл Горинг. Говорят, по крайне мере в России, что директорами АЭС просто так не становятся. Думаю, что и лордами не по наследству, а прижизненно может стать лишь личность выдающаяся, каким был Уолтер Маршалл. Титул барона, как "пропуск" в палату лордов, он получил от королевы Великобритании за выдающуюся организационную и руководящую деятельность по ликвидации кризиса в топливной отрасли. Выбор лорда Маршалла Председателем Совета Управляющих WANO был не простым. Американцы, атомная энергетика, которых по сей день доминирует по установленной мощности АЭС, вначале скептически относились к затее образования WANO и ведущей роли в ней европейцев. Это сказалось и на сдержанном отношении к кандидатуре Председателя. Довольно скоро это стало несущественным, так как личные качества лидера и богатый опыт лорда Маршалла как управленца обеспечили быстрый и эффективный старт WANO в деле интернационального сотрудничества атомщиков мира. В период деятельности лорда Маршалла в должности Председателя WANO я был управляющим Московского центра этой организации. В рабочей обстановке и нередко вне её (всегда по инициативе лорда) я с коллегами участвовал во встречах с ним и составил представление о нем, естественно субъективное. Прежде всего, он ценил неформальные контакты с представителями Московского центра на всех уровнях. Почему? Озабоченность на Западе состоянием АЭ и критическое отношение к безопасной её эксплуатации в значительной мере было связано с большим недоверием к реакторам российского производства. Это недоверие мировое сообщество проецировало на всю атомную энергетику. В сущности WANO во главе с Председателем кроме всего должна была составить обьективное представление о состоянии эксплуатации атомной энергетики стран, входящих в Московский центр и наметить пути снижения этого недоверия реальной деятельностью. В составе этой деятельности лорд акцентированно уделял внимание человеческому фактору и культуре безопасности.
С началом деятельности WANO для членов Московского центра открылись двери атомных станций мира, получена масса информации о буднях и проблемах их эксплуатации и культуре безопасности. Вместе с тем укрепилась уверенность в наших регламентах, способах и навыках обеспечения надежной работы АЭС, были откорректированы планы укрепления безопасности атомной энергетики Московского центра с учетом мирового опыта.
Вырос и авторитет лорда Маршалла среди сообщества WANO как Председателя. Это выражалось в том, что он говорил, как его слушали и как выполнялись утвержденные им решения Совета управляющих. Этому немало способствовала фактура лорда: мощный облик, убедительная фонетика голоса, ощущение исходящей силы, логика высказываний, вызывающая доверие.
М.В. Чудаков: ... А сам министр энергетики Маршалл, не допустивший провала в энергоснабжении страны в этот сложный период, получил от королевы Елизаветы 2 по ходатайству премьер-министра Маргарет Тэтчер титул лорда, стал именоваться сэром. То есть стал он лордом практически за широкое внедрение энергии мирного атома в энергетику Англии, еще раз доказав, что когда есть ядерное топливо, то и никакого угля не нужно. Я имел честь неоднократно встречаться и беседовать с ним в начале 90-х годов как в Лондоне, так и в Москве, куда он периодически приезжал в качестве Председателя Совета управляющих созданной им после аварии на Чернобыльской АЭС Всемирной организации операторов атомных станций. Лорд Маршалл был весьма скромным и очень мужественным человеком, что видно по его былой деятельности на посту министра, а также по тому, как он вел себя в последние дни своей жизни, зная, что умирает от неизлечимой онкологии костей, остеосаркомы.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |