Подводному флоту России - 115 лет!
Поздравляем всех, служивших в подводном флоте, особенно сотрудников атомной отрасли и ветеранов!
Также поздравляем организации отрасли НИЦ КИ и ФЭИ, НИКИЭТ и ОКБМ, "СевМаш" и "Звёздочка", и многие другие, внёсшие значительный вклад в создание отечественного атомного подводного флота!
По указу императора Николая II 19 марта 1906 года в Российском императорском флоте появился новый класс судов — подводные лодки
Первая российская боевая подводная лодка
История появления в Российском императорском флоте подводных сил очень напоминает историю создания русской авиации накануне Первой мировой войны. И в первом, и во втором случае русские одними из первых в мире обратили внимание на возможности новых аппаратов. И в том, и в другом случае Россия не постеснялась изучить иностранный опыт и зарубежные разработки, одновременно поощряя собственных изобретателей, сумевших найти не менее остроумные технические решения. Неудивительно, что к 1914 году Россия подошла, имея крупнейший в мире авиационный флот и практически не отставая от крупнейших военно-морских держав мира по числу подводных лодок. К этому времени они уже восемь лет как считались самостоятельным классом боевых кораблей: указ о дополнении действующей с 1892 года классификации кораблей флота классом «подводные лодки» император Николай II подписал 19 (6 по старому стилю) марта 1906 года. Этот день стал неофициальным праздником моряков-подводников, который получил официальный статус только 90 лет спустя, 15 июля 1996 года приказом главкома ВМФ России.
А тогда указ всего лишь узаконил то особое место, которое русские подводные лодки заняли во флоте с первых лет эксплуатации. Ведь первая боевая подлодка появилась в российском флоте еще в 1903 году и тогда относилась к классу миноносцев. Это был «миноносец №150» — бывший «миноносец №113» (как он именовался в проекте и при закладке), а с 31 мая 1904 года — «Дельфин». Построена лодка была по проекту Ивана Бубнова, человека, который был, пожалуй, самым результативным конструктором субмарин в Российской империи. По его проектам было построено в общей сложности 32 подводных лодки, в том числе таких знаменитых типов, как «Барс», а также «Минога» и «Акула» — первые русские дизельные подводные лодки.
С «Дельфина» начался первый этап развития отечественных подводных сил, которое продолжалось до 1917 года. За 16 лет подлодки не только стали самостоятельным классом в русском флоте, но и грозной боевой силой. В общей сложности за это время в состав боевых кораблей было включено 73 субмарины: 34 отечественной постройки по отечественным же проектам (и при этом практически все — по проектам Бубнова), еще 16 — российской постройки по проектам американских инженеров Джона Голланда и Саймона Лэка, а также 23 подлодки иностранной постройки. Среди всех этих субмарин были и лодки, за которыми осталось мировое первенство. Например, именно в России 25 марта 1915 года был зачислен в состав боевого флота первый в мире подводный минный заградитель — лодка «Краб» конструкции инженера Михаила Налетова. А за десять лет до того, 29 апреля 1905 года, входившая в состав Сибирской военной флотилии подводная лодка «Сом» — головная лодка серии, построенная в США по проекту Голланда, — стала первой в мире подлодкой, отработавшей торпедную атаку на вражеские суда и обратившей их в бегство. В 1905 году во Владивостоке был создан первый отряд субмарин, который во время Русско-японской войны не допустил осады города противником.
После Октябрьской революции и Гражданской войны отечественный подводный флот фактически пришлось восстанавливать с нуля. Семь русских субмарин погибло во время Первой мировой, многие были уведены из России отступающими войсками Белой армии или захвачены интервентами, после чего потоплены или уничтожены. Достаточно сказать, что к 1924 году в составе Балтийского флота было всего девять подлодок, Черноморского — две. И только в 1927 году советский флот начал собственную программу строительства подводных лодок. Первыми среди них стали торпедные лодки типа «Декабрист» и подводные минные заградители типа «Ленинец». Чуть позже началось массовое строительство субмарин типа «Щука» и «Малютка», ставших самыми многочисленными в советском ВМФ предвоенного периода: 77 и 78 лодок соответственно. Всего же за десять предвоенных лет отечественный подводный флот вырос в 15 раз — такие темпы в то время не демонстрировала ни одна страна в мире!
К началу Второй мировой войны в составе советского ВМФ насчитывалась 161 подлодка, а в Великую Отечественную флот вступил, имея 212 подлодок — больше, чем любой другой среди что «стран оси», что антигитлеровской коалиции. Германия начала войну, имея 57 субмарин, но зато поставила рекорд, спустив и вооружив за военные годы еще 1099 лодок. Итальянский флот насчитывал 115 подлодок, и это был крупнейший подводный флот в Европе. Английский — всего 69 лодок, к которым за время войны прибавилось еще 165. Франция располагала перед войной 77 подлодками, среди которых был и такой уникум, как подводный артиллерийский крейсер «Сюркуф» — крупнейшая субмарина мира до января 1944-го. Подводный флот США был самым большим по ту сторону Атлантики: 112 подлодок, из которых, правда, только 41 была новой, а до конца войны к ним присоединилось еще 203. Главный противник американцев — военно-морской флот Японии — вступил в войну в декабре 1941-го, имея в составе всего 64 подлодки, но за четыре года построил еще 129 субмарин, в том числе и ставшие самыми большими в мире I-400 (первую из них спустили на воду в 1944-м).
Послевоенные годы стали временем стремительного расцвета и расширения отечественного подводного флота. В 1950-м на стапелях завода «Красное Сормово» в Горьком была заложена первая подлодка самого массового в нашей истории проекта — 613: за все время их построили 215 единиц. Были и другие крупные серии дизельных подлодок, достигавшие 75 единиц (проект 641), а атомные лодки строились сериями по два-три десятка. Закономерно, что такими темпами к концу 1980-х в составе советского ВМФ было 450 (!) субмарин: 83 стратегических атомных подводных ракетоносца, 113 многоцелевых атомных и 254 дизель-электрических подводных лодок.
Третья в мире и первая наша атомная подводная лодка была спущена на воду 1 июля 1958 года со стапелей ПО «Севмашпредприятие». Она была построена в поразительно рекордные сроки и сдана флоту уже через четыре года после начала проектирования. Создание первой АПЛ явилось великим достижением не только конструкторов, но и всей отечественной промышленности и науки. В ее создании участвовало более 350 предприятий со всего Союза, инженеры и конструкторы воплощали свои новаторские идеи. В отличие от американского проекта первой АПЛ «Наутилус» конструкторские решения по сигарообразным обводам корпуса обеспечили рекордную для того времени скорость подводного хода. Разработанная для корпуса лодки специальная сталь позволяла ей погружаться на немыслимую в те годы глубину – 300 метров. Поэтому К-3 превзошла первую американскую АПЛ по скорости и глубине погружения. Особо следует отметить создание ядерного реактора корпусного типа с водой под высоким давлением, позволившего достичь большой мощности в малом объеме. Созданные для К-3 реакторы явились прообразом энергетических реакторов типа ВВЭР, составляющих основу современной ядерной энергетики. В июле 1962 года впервые в истории мореплавания АПЛ К-3 всплыла на Северном полюсе и ее экипаж водрузил Государственный флаг СССР во льдах Центральной Арктики. Во время походов подо льдами Северного Ледовитого океана по эхограммам был обнаружен гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана, что стало крупнейшим географическим открытием ХХ века после открытия в 1913 г. Северной Земли. Поэтому не случайно, что первым Героем Советского Союза, получившим это высокое звание после окончания войны, стал первый командир «К-3», капитан первого ранга Л.Г. Осипенко. Надежды, возложенные на нее, К-3 оправдала сполна.
С 1989 года, когда АПЛ «Ленинский комсомол» была выведена из действующего состава ВМФ (но она по-прежнему принадлежит ВМФ) над ней нависала угроза быть порезанной «на иголки». Легендарная атомная субмарина, в одиночку противостоявшая в первые годы холодной войны пяти американским атомоходам, чуть было не была предана полному забвению на утилизационной плите судоремонтного завода «Нерпы», если бы не многолетняя борьба за неё коллектива «Нерпы», членов первого экипажа К-3 и широкой общественности.
В 2006 году заводом был выполнен ряд подготовительных работ, изготовлена цилиндрическая вставка (муляж реакторного отсека), которую планировалось вварить в АПЛ для восстановления «естественного» внешнего вида подлодки. Поначалу предполагалось поставить "Ленком" на вечную стоянку рядом с "Авророй», то есть поступить так, как сделали с первенцами своих атомных подводных флотов главные мировые державы. Американский ровесник "Ленинского комсомола" - "Наутилус" поставлен на вечную стоянку. Британский "Дредноут" стал музеем на берегу. Французский "Редутабль" экскурсанты осматривают в доке.
В 2014 министру обороны РФ Сергею Шойгу было направлено письмо от имени правительства и губернатора Мурманской области Марины Ковтун с просьбой разместить музей К-3 рядом с Арктическим выставочным центром «Атомный ледокол «Ленин» в Мурманске, что будет символизировать преемственность лучших традиций, заложенных героическим поколением моряков-подводников, отдавших жизнь за процветание отечественного атомного флота. Это было бы логично и справедливо для города – героя Мурманска, являющегося столицей атомного флота и арктическим форпостом страны.
АПЛ К-3 ("Ленинский комсомол") – это целый пласт истории отечественного флота, поэтому создание музея К-3 будет памятью конструкторам, военным морякам и всем, кто создал атомный флот России, а также будет служить патриотическому воспитанию молодежи. Ядерное общество России присоединилось к многочисленным обращениям по созданию музея уникальной первой отечественной АПЛ. Более того, сейчас, когда К-3 должна найти своё музейное место в Кронштадте, всё очевиднее становится целесообразной идея создания цифрового музея АПЛ, который будет доступен и на К-3.
Три наших атомных подлодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса. Во-первых, самая большая в мире атомная подлодка — тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта «Акула» (941) с нормальным водоизмещением 23 200 тонн. Во-вторых, подводная лодка с наибольшей глубиной погружения — К-278 «Комсомолец» проекта «Плавник» (685), погрузившаяся 4 августа 1985 года на 1027 метров (и, к сожалению, погибшая 7 апреля 1989 года в результате пожара). Наконец, это лодка, сумевшая развить самую высокую подводную скорость — К-162 проекта «Анчар» (661), которая 18 декабря 1970 года разогналась под водой до 44,7 узла.
К сожалению, катастрофические события 1990-х привели к тому, что от внушительной подводной армады, которой страна обоснованно гордилась, осталась лишь малая часть. И радует лишь то, что сегодня у России находятся и желание, и возможности модернизировать и восстанавливать подводный флот. В конце концов, наш подводный флот сегодня уступает лишь одну ступень на пьедестале самых мощных и крупных подводных сил и имеет все шансы вернуть себе первенство.
Сегодня верные присяге моряки-подводники достойно продолжают традиции своих предшественников. Желаем всем морякам-подводникам успехов, крепкого здоровья, счастья, мира и благополучия! Пусть на берегу вас всегда встречают родные и любимые!
АПЛ "Владимир Мономах"
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |